Комплексная итоговая контрольная работа в 3 классе вариант 2

Комплексная итоговая контрольная работа в 3 классе вариант 2 для оценивания образовательных результатов за год в 1 классе (литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир)

Воробьишко

У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодёжь — живёт своим умом. Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?
— Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
— Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
— Чив ли я?
Мама-воробьиха одобряла его:
— Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!»
И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
— Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
— Чем, чем? — спрашивал Пудик.
— Да не чем, а упадёшь на землю, кошка — чик! и — слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились. Подул однажды ветер — Пудик спрашивает:
— Что, что?
— Ветер дунет на тебя — чирк! и сбросит на землю —
кошке! — объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
— А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.
Идёт мимо бани мужик, махает руками.
— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, —
одни косточки остались!
— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
— Почему?
— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на
ногах прыгают, чу?
— Зачем?
— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы
с папой мошек…
— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме. Он ещё не знал: если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал:

Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зелёные глаза — тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
— Честь имею, имею честь…
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у неё дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
— Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне!
Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
— Что, что?
— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зелёные глаза — и сожалительно мяукает:
— Мяа-аконь кий такой воробушек, словно мышка… мя-увы…
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…

По Максиму Горькому

Часть 1

1. Спишите стихотворение, которое сочинил Пудик. Выпишите из стихотворения личные местоимения. В стихотворении Пудика подчеркните рифмующиеся слова.
Выпишите из стихотворения 2 слова с орфограммой «парная согласная в слабой позиции». Напишите проверочные слова. Вспомните и запишите ещё 3 слова с такой же орфограммой. Напишите к ним проверочные слова.

2. Где жил Пудик? Найдите верное утверждение.
1) На крыше.
2) В теплом гнезде из пакли.
3) В дупле.
4) В лесу.

3. Определите падеж всех имён существительных этого предложения.
А жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких
материалов.

4. Какими словом нельзя охарактеризовать Пудика? 

  1. послушный
  2. любознательный,
  3. несмышленный,
  4. неопытный

5. Прочитайте предложение. В некоторых словах подчёрк нуты орфограммы. Надпишите над каждым таким словом сокращённо название орфограммы или обозначьте её графически. Например: проверяемая безударная гласная в корне слова — пр безудар гл, согласная в слабой позиции — согл в сл поз, разделительный мягкий знак — разд Ь и так далее.

У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодёжь — живёт своим умом.

Каким словом можно заменить выделенное в предложении слово?
1) Птички.   2) Воробьи.    3) Котята.    4) Люди.

6. Какая из птиц является перелетной?

  1. воробей
  2. синица
  3. ласточка
  4. сова

7. Решите задачу.
Полевой воробей весит 24 г, а кошка весит 3 кг. На сколько кошка тяжелее воробья? Ответ выразите в килограммах и граммах.

8.Какие птицы называются перелетными? Выберите верное утверждение.

А) те, которые перелетают с одного дерева на другое
Б) те, которые рождаются в одном месте, а затем переселяются в другое
В) те, которые на время зимы улетают в теплые страны

9. Выпишите из текста глаголы (4–5), с помощью которых описывается, как мать спасала своего птенца.
Любой глагол разберите по составу.

10. Определите жанр произведения:

А) рассказ
Б) сказка
В) басня
Г) стихотворение

Часть 2

11. Запишите, что отличает птиц от всех других групп животных.

12. Сделайте звуко-буквенный разбор выделенного в тексте слова. Выпишите ещё 2–3 слова, в которых количество звуков и букв совпадает.

13. Придумайте и запишите вопрос к сказке.

14. Разделите на две группы следующие слова:
гнездо, нора, скворечник, дупло, логово, берлога.

15. Решите задачи.
Самое большое гнездо белоголового орлана весит 2000 кг, гнездо жаворонка весит 5 кг. Во сколько раз
гнездо жаворонка легче, чем гнездо орлана? На сколько килограммов гнездо орлана тяжелее гнезда жаворонка?

16. В тексте про воробьишку часто повторяются слова с буквой «Ч», чтобы придать воробьиным разговорам «чирикающий» вид. Выпишите из текста одно из таких «чирикающих» предложений.
Придумайте свое «чирикающее», выражение, запишите.

17. Выберите пословицы и поговорки, которые подходят для описания воробьиного семейства в прочитанном вами рассказе.
Гоняется, как медведь за воробьями.
Слово — не воробей, вылетит — жди беды.
И воробей на кошку чирикает.
Шумят, как воробьи на дождь.
Не робей, воробей, с петухом дерись.
Воробей торопился, да маленький уродился.
Сам с воробья, а сердце с кошку.
Капля — воробью глотка нет, а камень долбит.
Старого воробья на мякине не проведёшь.
Стрелять из пушки по воробьям.
И воробей не живёт без людей.

ОТВЕТЫ

Часть 1

1.

Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.

Ножки – нога, ноженька; мошки – мошечка.
Далее – свободный ответ.

2. 2)  В теплом гнезде из пакли.

3. А жил он над окошком (Т. п.) бани (Р. п.), за верхним наличником (Т. п.), в тёплом гнезде (П. п.) из пакли (Р. п.), моховинок (Р. п.) и других мягких материалов (Р. п.).

4. 1) послушный
5.Возможны варианты.

разд. ь непр. безуд. гласн.
У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи —
согл. в сл. п. чк–чн безуд. гласн
пичужки скучные и обо всём говорят, как в
согл. в сл. п. непр. безуд. гласн. безуд. гласн.
книжках написано, а молодёжь —
пр. безуд. гласн.
живёт своим умом.
1) Птички.

6. 3) ласточка

7. На 2 кг 976 г.

8. В) те, которые на время зимы улетают в теплые страны

9.  Отталкивает, встали,  раскрыла, целит.

10. Б) сказка

Часть 2

11. Оперение, крылья.

12. Крылья — [к р ы л” й” а] — 6 б.,
6 зв., 2 слога.
Далее — свободный ответ.

13. Cвободный ответ.

14. гнездо,скворечник,дупло,

нора,  логово, берлога.

15. В 400 раз, на 1995 кг.

16. Свободный ответ, например: черный червячок

17.
И воробей на кошку чирикает.
Не робей, воробей, с петухом дерись.
Сам с воробья, а сердце с кошку.
Старого воробья на мякине не проведёшь.
Возможны варианты.

Смотрите также:

Добавить комментарий