Тренировочный вариант №1 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.
Инструкция по выполнению работы:
На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.
Задание 1:
Какой вид сказки описывает повседневную жизнь людей без волшебных элементов?
- Волшебная сказка
- Сказка о животных
- Бытовая сказка
Ответ: ________
Задание 2:
Прочитай отрывок.
«Рысь вдруг замерла, уши поднялись, глаза заблестели – вот она, добыча!»
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
- Былина
- Басня
- Рассказ
- Стихотворение
Ответ: ________
Задание 3:
Четвероклассники Маша и Олег после изучения темы «Жанры фольклора» высказали свои мнения.
- Маша: «Поговорка – это краткое, поучительное изречение, которое часто рифмуется».
- Олег: «Поговорка – это образное выражение, которое учит или даёт совет, но не обязательно рифмуется».
Кто из четвероклассников прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 4:
На рисунке буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки и цифрами – книги, которые брали читатели.
Раздел библиотеки | Описание раздела |
---|---|
А | Справочная литература |
Б | Литературные сказки |
В | Устное народное творчество |
Г | Рассказы о природе |
Книги:
- Колыбельные песенки, потешки, прибаутки
- Орфографический словарь для начальной школы
- М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
- В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
В какой раздел следует поставить каждую книгу?
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
---|---|---|---|
Ответ: ________
Задание 5:
Прочитай следующие описания и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.
- «Зимой медведи спят в своих берлогах, сохраняя энергию.»
- «Летучие мыши летают только ночью, используя эхолокацию для поиска пищи.»
- «Волшебная фея взмахнула палочкой, и лес ожил.»
- «Рысь — это хищное животное, обитающее в лесах России.»
- «Белка спрятала орехи в дупле дерева, чтобы найти их весной.»
Ответ: ________
Задание 6.1:
Выбери верное утверждение.
- Л.Н. Толстой писал только романы.
- В произведениях А.С. Пушкина встречается тема природы.
- И.А. Крылов известен своими загадками.
- Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Весенний вечер».
Ответ: ________
Задание 6.2:
Запиши по одному названию произведений Л.Н. Толстого и А.С. Пушкина.
Произведение Л.Н. Толстого: _________________________
Произведение А.С. Пушкина: _________________________
Задание 7:
В какой стихотворной строке используется метафора?
- «Небо плачет дождём…»
- «Звёзды тихо мерцают…»
- «Ручей бежит, как серебряная нить…»
- «Ветер свистит в ветвях…»
Ответ: ________
Вопросы по текстам
Прочитай тексты 1 и 2 и выполни задания 8–14.
Текст 1
Константин Паустовский
(1892–1968)
Константин Паустовский родился в Москве, но детство провёл в Украине, на берегах Днепра. Его произведения часто посвящены природе и человеческим чувствам. После войны Паустовский стал известным писателем, описывая красоту русской природы и глубину человеческих переживаний. В рассказах Паустовского природа выступает как живой персонаж, отражающий внутренний мир героев.
Текст 2
Весенний лес
Мы стояли на краю весеннего леса. Воздух был свежий и пахло мхом. Птицы пели в ветвях, а из-под снега начинали появляться зелёные побеги. Лес оживал, и в его тишине слышался лёгкий шорох листьев. Я посмотрел вокруг – всё казалось новым и живым, как будто природа просыпалась после долгого сна.
– Смотри, – сказал мой друг, показывая на куст малины. – Здесь скоро будут ягоды.
– А вот и зайчонок! – воскликнул я, увидев маленького зверька, который осторожно выглянул из кустов. Мне захотелось его поймать и рассмотреть . Но вдруг я вспомнил рассказ деда о том, что это может привлечь к нему хищников и передумал. Зайчонок быстро убежал, но следы его лапок остались на мягкой земле.
Задание 8:
Какие чувства вызывает у автора весенний лес? Объясни, почему природа описывается как живое существо.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 9:
Какое из утверждений верно в отношении творчества Константина Паустовского?
- Он писал только о жизни в больших городах.
- Его рассказы часто связаны с темой природы.
- Паустовский не уделял внимания человеческим чувствам в своих произведениях.
- В его текстах отсутствуют описания природы.
Ответ: ________
Задание 10:
Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы?
Выбери и запиши их номера.
- «Воздух был свежий и пахло мхом»
- «Птицы пели в ветвях»
- «Лес оживал, и в его тишине слышался лёгкий шорох листьев»
- «Из-под снега начинали появляться зелёные побеги»
- «Следы его лапок остались на мягкой земле»
Ответ: ________
Задание 11:
Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
- Мы стояли на краю весеннего леса.
__ Птицы пели в ветвях.
__ Я увидел зайчонка, выглянувшего из кустов.
__ Мой друг показал на куст малины.
__ Лес оживал, и в его тишине слышался шорох листьев.
__ Следы лапок зайчонка остались на земле.
Задание 12:
Почему герои текста решили не трогать природу вокруг них?
- Им понравился вид.
- Они боялись нанести вред.
- Они были тронуты красотой природы и хотели её защитить.
- Их попросили это сделать родители.
Ответ: ________
Задание 13:
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Весенний лес»?
- Герои пришли в лес для охоты.
- Лес описывается как живой организм, который просыпается весной.
- Автора не впечатлила природа весеннего леса.
- Герои наблюдают за животными и растениями в лесу.
- Писатель описывает лес, как будто он уже летний.
Выбери верные утверждения и запиши их номера.
Ответ: ________
Задание 14:
Почему сердце автора забилось от волнения, когда он увидел зайчонка? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.
Ответ: _____________________________________________________________
Ответы
1. 3 (Бытовая сказка)
2. 3 (Рассказ)
3. Олег прав. Поговорка – это образное выражение, которое учит или даёт совет, но не обязательно рифмуется.
4. А — 2 (Орфографический словарь), Б — 4 (Мороз Иванович), В — 1 (Колыбельные песенки, потешки, прибаутки), Г — 3 (Кладовая солнца)
5. 1, 2, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (В произведениях А.С. Пушкина встречается тема природы)
6.2 Произведение Л.Н. Толстого – «Детство»; Произведение А.С. Пушкина – «Сказка о золотом петушке»
7. 1 («Небо плачет дождём…»)
8. Весенний лес вызывает у автора чувство восхищения и покоя, природа описывается как живое существо, чтобы показать её оживление.
9. 2 (Его рассказы часто связаны с темой природы)
10. 1, 2, 3, 4 (Выражения оживления природы)
11. 2, 5, 3, 4, 6 (последовательность событий в тексте 2)
12. 3 (Они были тронуты красотой природы и хотели её защитить)
13. 2, 4 (Лес описывается как живой организм; Герои наблюдают за животными и растениями)
14. Сердце автора забилось от волнения, так как он почувствовал трепет за хрупкость и красоту живого существа, которое он увидел в лесу.