Тренировочный вариант №1 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №1 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Какой вид сказки описывает повседневную жизнь людей без волшебных элементов?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Рысь вдруг замерла, уши поднялись, глаза заблестели – вот она, добыча!»

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Маша и Олег после изучения темы «Жанры фольклора» высказали свои мнения.

  • Маша: «Поговорка – это краткое, поучительное изречение, которое часто рифмуется».
  • Олег: «Поговорка – это образное выражение, которое учит или даёт совет, но не обязательно рифмуется».

Кто из четвероклассников прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки и цифрами – книги, которые брали читатели.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Справочная литература
Б Литературные сказки
В Устное народное творчество
Г Рассказы о природе

Книги:

  1. Колыбельные песенки, потешки, прибаутки
  2. Орфографический словарь для начальной школы
  3. М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
  4. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

В какой раздел следует поставить каждую книгу?
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие описания и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Зимой медведи спят в своих берлогах, сохраняя энергию.»
  2. «Летучие мыши летают только ночью, используя эхолокацию для поиска пищи.»
  3. «Волшебная фея взмахнула палочкой, и лес ожил.»
  4. «Рысь — это хищное животное, обитающее в лесах России.»
  5. «Белка спрятала орехи в дупле дерева, чтобы найти их весной.»

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой писал только романы.
  2. В произведениях А.С. Пушкина встречается тема природы.
  3. И.А. Крылов известен своими загадками.
  4. Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Весенний вечер».

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений Л.Н. Толстого и А.С. Пушкина.

Произведение Л.Н. Толстого: _________________________
Произведение А.С. Пушкина: _________________________


Задание 7:

В какой стихотворной строке используется метафора?

  1. «Небо плачет дождём…»
  2. «Звёзды тихо мерцают…»
  3. «Ручей бежит, как серебряная нить…»
  4. «Ветер свистит в ветвях…»

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Прочитай тексты 1 и 2 и выполни задания 8–14.

Текст 1

Константин Паустовский
(1892–1968)

Константин Паустовский родился в Москве, но детство провёл в Украине, на берегах Днепра. Его произведения часто посвящены природе и человеческим чувствам. После войны Паустовский стал известным писателем, описывая красоту русской природы и глубину человеческих переживаний. В рассказах Паустовского природа выступает как живой персонаж, отражающий внутренний мир героев.


Текст 2

Весенний лес

Мы стояли на краю весеннего леса. Воздух был свежий и пахло мхом. Птицы пели в ветвях, а из-под снега начинали появляться зелёные побеги. Лес оживал, и в его тишине слышался лёгкий шорох листьев. Я посмотрел вокруг – всё казалось новым и живым, как будто природа просыпалась после долгого сна.

– Смотри, – сказал мой друг, показывая на куст малины. – Здесь скоро будут ягоды.

– А вот и зайчонок! – воскликнул я, увидев маленького зверька, который осторожно выглянул из кустов. Мне захотелось его поймать и рассмотреть . Но вдруг я вспомнил рассказ деда о том, что это может привлечь к нему хищников и передумал. Зайчонок быстро убежал, но следы его лапок остались на мягкой земле.


Задание 8:

Какие чувства вызывает у автора весенний лес? Объясни, почему природа описывается как живое существо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Константина Паустовского?

  1. Он писал только о жизни в больших городах.
  2. Его рассказы часто связаны с темой природы.
  3. Паустовский не уделял внимания человеческим чувствам в своих произведениях.
  4. В его текстах отсутствуют описания природы.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Воздух был свежий и пахло мхом»
  2. «Птицы пели в ветвях»
  3. «Лес оживал, и в его тишине слышался лёгкий шорох листьев»
  4. «Из-под снега начинали появляться зелёные побеги»
  5. «Следы его лапок остались на мягкой земле»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы стояли на краю весеннего леса.
    __ Птицы пели в ветвях.
    __ Я увидел зайчонка, выглянувшего из кустов.
    __ Мой друг показал на куст малины.
    __ Лес оживал, и в его тишине слышался шорох листьев.
    __ Следы лапок зайчонка остались на земле.

Задание 12:

Почему герои текста решили не трогать природу вокруг них?

  1. Им понравился вид.
  2. Они боялись нанести вред.
  3. Они были тронуты красотой природы и хотели её защитить.
  4. Их попросили это сделать родители.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Весенний лес»?

  1. Герои пришли в лес для охоты.
  2. Лес описывается как живой организм, который просыпается весной.
  3. Автора не впечатлила природа весеннего леса.
  4. Герои наблюдают за животными и растениями в лесу.
  5. Писатель описывает лес, как будто он уже летний.

Выбери верные утверждения и запиши их номера.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце автора забилось от волнения, когда он увидел зайчонка? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________

 

Ответы

1. 3 (Бытовая сказка)

2. 3 (Рассказ)

3. Олег прав. Поговорка – это образное выражение, которое учит или даёт совет, но не обязательно рифмуется.

4. А — 2 (Орфографический словарь), Б — 4 (Мороз Иванович), В — 1 (Колыбельные песенки, потешки, прибаутки), Г — 3 (Кладовая солнца)

5. 1, 2, 4 (Научно-познавательные тексты)

6.
6.1 2 (В произведениях А.С. Пушкина встречается тема природы)
6.2 Произведение Л.Н. Толстого – «Детство»; Произведение А.С. Пушкина – «Сказка о золотом петушке»

7. 1 («Небо плачет дождём…»)

8. Весенний лес вызывает у автора чувство восхищения и покоя, природа описывается как живое существо, чтобы показать её оживление.

9. 2 (Его рассказы часто связаны с темой природы)

10. 1, 2, 3, 4 (Выражения оживления природы)

11. 2, 5, 3, 4, 6 (последовательность событий в тексте 2)

12. 3 (Они были тронуты красотой природы и хотели её защитить)

13. 2, 4 (Лес описывается как живой организм; Герои наблюдают за животными и растениями)

14. Сердце автора забилось от волнения, так как он почувствовал трепет за хрупкость и красоту живого существа, которое он увидел в лесу.