Тренировочный вариант №10 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №10 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой есть волшебные предметы и чудеса?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Лес был тих и спокоен. Ветви деревьев, словно охраняя покой, мягко качались под лёгким ветром».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Лена и Андрей обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Лена: «В волшебной сказке животные помогают главным героям».
  • Андрей: «В волшебной сказке есть волшебные предметы и чудеса».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Справочники и энциклопедии
Б Волшебные сказки
В Истории о природе
Г Поэзия

Книги:

  1. «Животные нашей страны»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  3. «Стихи о природе» (поэтический сборник)
  4. Книга «Мир растений»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Медведь впадает в спячку зимой, чтобы сэкономить энергию».
  2. «Волки бегают по лесу, охраняя свои территории».
  3. «Лиса пригласила зайца на обед».
  4. «Зимой ёж свернулся клубком под листьями».
  5. «Деревья в лесу шепчутся, как будто разговаривают».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. И.А. Крылов известен своими научными статьями.
  2. С.А. Есенин писал стихи о природе.
  3. А.С. Пушкин сочинял рассказы о животных.
  4. Ф.И. Тютчев писал басни.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и С.А. Есенина.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение С.А. Есенина: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Солнце ярко светит на лугах».
  2. «Лес шепчет свои тайны».
  3. «Река течёт по своим берегам».
  4. «Звёзды светят в ночном небе».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Михаил Пришвин
(1873–1954)

Михаил Пришвин был известным русским писателем и природоведом, который писал о природе и животных. Его произведения часто показывают красоту природы и учат читателей бережно относиться к ней. Один из его рассказов, «Кладовая солнца», рассказывает о лесных обитателях и их жизни. Пришвин описывает, как каждый зверёк и растение в лесу важны для поддержания гармонии. Его книги читают и взрослые, и дети, потому что в них передаётся особое отношение к природе.


Текст 2

Зимний день в лесу

Зимой лес выглядит особенно красиво. Мы отправились на прогулку, и вокруг стояла тишина, нарушаемая лишь скрипом снега под ногами. Деревья были покрыты инеем, а ветви, словно в волшебной сказке, блестели на солнце. На дереве я заметил белку, которая ловко прыгала с ветки на ветку, собирая орехи. Вдруг из-под снега показался след маленького зверька, словно кто-то недавно прошёл мимо. Лес зимой дарит ощущение покоя и тишины, и я понял, как важно сохранять такую красоту для будущих поколений.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь зимой в лесу? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Михаила Пришвина?

  1. Он писал только стихи.
  2. Его рассказы учат любви к природе.
  3. Пришвин писал исключительно о жизни в городе.
  4. Он писал о жизни людей на севере.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Зимний день в лесу»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Деревья были покрыты инеем»
  2. «Ветви блестели на солнце»
  3. «Белка прыгала с ветки на ветку»
  4. «След маленького зверька появился на снегу»
  5. «Лес дарит ощущение покоя»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы отправились на прогулку в лес.
    __ Деревья были покрыты инеем.
    __ Ветви блестели на солнце.
    __ Я заметил белку на ветке.
    __ На снегу появился след зверька.
    __ Я почувствовал тишину и покой.

Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за белкой.
  2. Он увидел, как красиво лес выглядит зимой.
  3. Он захотел ухаживать за деревьями.
  4. Он услышал, как лес шепчет свои тайны.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Зимний день в лесу»?

  1. Герой отправился в лес весной.
  2. В тексте описаны зимние пейзажи леса.
  3. Герой наблюдал за белкой и следами зверьков.
  4. Герой осознал важность сохранения природы.
  5. Герой пошёл в лес, чтобы порыбачить.

Выбери верные утверждения и запиши их номера.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он оказался в зимнем лесу? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

  1. 1 (Волшебная сказка)
  2. 3 (Рассказ)
  3. Андрей прав. В волшебной сказке есть волшебные предметы и чудеса.
  4. А — 1 (Животные нашей страны), Б — 2 (Сказка о рыбаке и рыбке), В — 4 (Мир растений), Г — 3 (Стихи о природе)

1, 2, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (С.А. Есенин писал стихи о природе)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Волк и Ягнёнок»; Произведение С.А. Есенина – «Берёза»
7.
2 («Лес шепчет свои тайны»)
8. Герой испытывает радость и спокойствие, находясь в зимнем лесу. Природа описана живо, чтобы передать её красоту и покой.
9. 2 (Его рассказы учат любви к природе)
10. 2, 3, 4 (Ветви блестели на солнце; Белка прыгала с ветки на ветку; След маленького зверька появился на снегу)
11. 2, 3, 4, 5, 6 (Деревья были покрыты инеем; Ветви блестели на солнце; Я заметил белку на ветке; На снегу появился след зверька; Я почувствовал тишину и покой)
12. 2 (Он увидел, как красиво лес выглядит зимой)
13. 2, 3, 4 (В тексте описаны зимние пейзажи леса; Герой наблюдал за белкой и следами зверьков; Герой осознал важность сохранения природы)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он почувствовал, как прекрасен зимний лес, и понял важность его сохранения для будущих поколений.