Тренировочный вариант №10 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.
Инструкция по выполнению работы:
На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.
Задание 1:
Как называется сказка, в которой есть волшебные предметы и чудеса?
- Волшебная сказка
- Сказка о животных
- Бытовая сказка
Ответ: ________
Задание 2:
Прочитай отрывок.
«Лес был тих и спокоен. Ветви деревьев, словно охраняя покой, мягко качались под лёгким ветром».
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
- Былина
- Басня
- Рассказ
- Стихотворение
Ответ: ________
Задание 3:
Четвероклассники Лена и Андрей обсуждали, что такое волшебная сказка.
- Лена: «В волшебной сказке животные помогают главным героям».
- Андрей: «В волшебной сказке есть волшебные предметы и чудеса».
Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 4:
На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.
Раздел библиотеки | Описание раздела |
---|---|
А | Справочники и энциклопедии |
Б | Волшебные сказки |
В | Истории о природе |
Г | Поэзия |
Книги:
- «Животные нашей страны»
- А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Стихи о природе» (поэтический сборник)
- Книга «Мир растений»
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
---|---|---|---|
Ответ: ________
Задание 5:
Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.
- «Медведь впадает в спячку зимой, чтобы сэкономить энергию».
- «Волки бегают по лесу, охраняя свои территории».
- «Лиса пригласила зайца на обед».
- «Зимой ёж свернулся клубком под листьями».
- «Деревья в лесу шепчутся, как будто разговаривают».
Ответ: ________
Задание 6.1:
Выбери верное утверждение.
- И.А. Крылов известен своими научными статьями.
- С.А. Есенин писал стихи о природе.
- А.С. Пушкин сочинял рассказы о животных.
- Ф.И. Тютчев писал басни.
Ответ: ________
Задание 6.2:
Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и С.А. Есенина.
Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение С.А. Есенина: _________________________
Задание 7:
В какой строке из стихотворения используется олицетворение?
- «Солнце ярко светит на лугах».
- «Лес шепчет свои тайны».
- «Река течёт по своим берегам».
- «Звёзды светят в ночном небе».
Ответ: ________
Вопросы по текстам
Текст 1
Михаил Пришвин
(1873–1954)
Михаил Пришвин был известным русским писателем и природоведом, который писал о природе и животных. Его произведения часто показывают красоту природы и учат читателей бережно относиться к ней. Один из его рассказов, «Кладовая солнца», рассказывает о лесных обитателях и их жизни. Пришвин описывает, как каждый зверёк и растение в лесу важны для поддержания гармонии. Его книги читают и взрослые, и дети, потому что в них передаётся особое отношение к природе.
Текст 2
Зимний день в лесу
Зимой лес выглядит особенно красиво. Мы отправились на прогулку, и вокруг стояла тишина, нарушаемая лишь скрипом снега под ногами. Деревья были покрыты инеем, а ветви, словно в волшебной сказке, блестели на солнце. На дереве я заметил белку, которая ловко прыгала с ветки на ветку, собирая орехи. Вдруг из-под снега показался след маленького зверька, словно кто-то недавно прошёл мимо. Лес зимой дарит ощущение покоя и тишины, и я понял, как важно сохранять такую красоту для будущих поколений.
Задание 8:
Какие чувства испытывает герой, находясь зимой в лесу? Объясни, почему природа описана так живо.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 9:
Какое из утверждений верно в отношении творчества Михаила Пришвина?
- Он писал только стихи.
- Его рассказы учат любви к природе.
- Пришвин писал исключительно о жизни в городе.
- Он писал о жизни людей на севере.
Ответ: ________
Задание 10:
Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Зимний день в лесу»?
Выбери и запиши их номера.
- «Деревья были покрыты инеем»
- «Ветви блестели на солнце»
- «Белка прыгала с ветки на ветку»
- «След маленького зверька появился на снегу»
- «Лес дарит ощущение покоя»
Ответ: ________
Задание 11:
Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
- Мы отправились на прогулку в лес.
__ Деревья были покрыты инеем.
__ Ветви блестели на солнце.
__ Я заметил белку на ветке.
__ На снегу появился след зверька.
__ Я почувствовал тишину и покой.
Задание 12:
Почему герой текста понял важность сохранения природы?
- Ему понравилось наблюдать за белкой.
- Он увидел, как красиво лес выглядит зимой.
- Он захотел ухаживать за деревьями.
- Он услышал, как лес шепчет свои тайны.
Ответ: ________
Задание 13:
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Зимний день в лесу»?
- Герой отправился в лес весной.
- В тексте описаны зимние пейзажи леса.
- Герой наблюдал за белкой и следами зверьков.
- Герой осознал важность сохранения природы.
- Герой пошёл в лес, чтобы порыбачить.
Выбери верные утверждения и запиши их номера.
Ответ: ________
Задание 14:
Почему сердце героя забилось от волнения, когда он оказался в зимнем лесу? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.
Ответ: _____________________________________________________________
Ответы
- 1 (Волшебная сказка)
- 3 (Рассказ)
- Андрей прав. В волшебной сказке есть волшебные предметы и чудеса.
- А — 1 (Животные нашей страны), Б — 2 (Сказка о рыбаке и рыбке), В — 4 (Мир растений), Г — 3 (Стихи о природе)
1, 2, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (С.А. Есенин писал стихи о природе)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Волк и Ягнёнок»; Произведение С.А. Есенина – «Берёза»
7.
2 («Лес шепчет свои тайны»)
8. Герой испытывает радость и спокойствие, находясь в зимнем лесу. Природа описана живо, чтобы передать её красоту и покой.
9. 2 (Его рассказы учат любви к природе)
10. 2, 3, 4 (Ветви блестели на солнце; Белка прыгала с ветки на ветку; След маленького зверька появился на снегу)
11. 2, 3, 4, 5, 6 (Деревья были покрыты инеем; Ветви блестели на солнце; Я заметил белку на ветке; На снегу появился след зверька; Я почувствовал тишину и покой)
12. 2 (Он увидел, как красиво лес выглядит зимой)
13. 2, 3, 4 (В тексте описаны зимние пейзажи леса; Герой наблюдал за белкой и следами зверьков; Герой осознал важность сохранения природы)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он почувствовал, как прекрасен зимний лес, и понял важность его сохранения для будущих поколений.