Тренировочный вариант №11 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.
Инструкция по выполнению работы:
На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.
Задание 1:
Как называется сказка, в которой события происходят в реальном мире, но с элементами волшебства?
- Волшебная сказка
- Сказка о животных
- Бытовая сказка
Ответ: ________
Задание 2:
Прочитай отрывок.
«Снег лёгким покрывалом укрыл землю, и лес казался заснувшим. Ветви деревьев, покрытые инеем, блестели в свете утреннего солнца».
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
- Былина
- Басня
- Рассказ
- Стихотворение
Ответ: ________
Задание 3:
Четвероклассники Маша и Ваня обсуждали, что такое волшебная сказка.
- Маша: «В волшебной сказке животные разговаривают и помогают людям».
- Ваня: «В волшебной сказке есть чудеса, волшебные предметы и магия».
Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 4:
На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.
Раздел библиотеки | Описание раздела |
---|---|
А | Справочная литература |
Б | Волшебные сказки |
В | Истории о природе |
Г | Поэзия |
Книги:
- Энциклопедия «Животные мира»
- Братья Гримм «Золушка»
- Поэтический сборник «Стихи о временах года»
- «Растения нашей планеты»
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
---|---|---|---|
Ответ: ________
Задание 5:
Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.
- «Лебедь живёт на воде и питается растениями».
- «Белка хранит орехи в своём дупле».
- «Заяц помог лисе перейти реку».
- «Зимой ёж спит под слоем листьев».
- «Деревья в лесу шепчутся друг с другом».
Ответ: ________
Задание 6.1:
Выбери верное утверждение.
- С.А. Есенин писал только рассказы.
- И.А. Крылов известен своими баснями.
- Л.Н. Толстой сочинял сказки о природе.
- Ф.И. Тютчев известен научными трудами.
Ответ: ________
Задание 6.2:
Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Л.Н. Толстого.
Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Л.Н. Толстого: _________________________
Задание 7:
В какой строке из стихотворения используется олицетворение?
- «Солнце освещает дорогу».
- «Луна улыбается земле».
- «Ветер качает деревья».
- «Река течёт вдоль берегов».
Ответ: ________
Вопросы по текстам
Текст 1
Константин Паустовский
(1892–1968)
Константин Паустовский – известный русский писатель, который писал о природе и её красоте. Его рассказы помогают читателям увидеть мир через призму любви к природе. Один из его известных рассказов – «Заячьи лапы». В этом рассказе Паустовский показывает, как важно помогать животным и защищать их. Его произведения наполнены добротой и учат детей бережно относиться к миру вокруг.
Текст 2
Летний день у реки
Мы с друзьями отправились к реке в жаркий летний день. Вода была прозрачной, и на её поверхности плавали листья. Вдоль берега росли высокие деревья, создавая тень. Мы слышали, как вдалеке пели птицы, а на воде кружились стрекозы. Вдруг я заметил рыбу, которая выпрыгнула из воды и тут же скрылась. Это было так неожиданно и красиво, что мы замерли от восторга. Я понял, как много в природе удивительного, и почувствовал, как важно сохранять такие места для будущих поколений.
Задание 8:
Какие чувства испытывает герой, находясь у реки? Объясни, почему природа описана так живо.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 9:
Какое из утверждений верно в отношении творчества Константина Паустовского?
- Он писал только научные статьи.
- Его произведения учат любви к природе.
- Паустовский писал о жизни в больших городах.
- Его рассказы были посвящены только людям.
Ответ: ________
Задание 10:
Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Летний день у реки»?
Выбери и запиши их номера.
- «Вода была прозрачной»
- «На поверхности плавали листья»
- «На воде кружились стрекозы»
- «Рыба выпрыгнула из воды»
- «Вдалеке пели птицы»
Ответ: ________
Задание 11:
Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
- Мы отправились к реке.
__ На поверхности воды плавали листья.
__ Мы слышали пение птиц.
__ Рыба выпрыгнула из воды.
__ Мы заметили стрекоз, кружившихся над водой.
__ Мы задумались о важности сохранения природы.
Задание 12:
Почему герой текста понял важность сохранения природы?
- Ему понравилось смотреть на стрекоз.
- Он понял, как прекрасна жизнь у реки.
- Он хотел научиться ловить рыбу.
- Он услышал рассказ друга о природе.
Ответ: ________
Задание 13:
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Летний день у реки»?
- Герой пришёл к реке зимой.
- В тексте описана красота летнего дня.
- Герой наблюдал за рыбами и стрекозами.
- Герой понял важность защиты природы.
- Герой пришёл к реке, чтобы порыбачить.
Ответ: ________
Задание 14:
Почему сердце героя забилось от волнения, когда он заметил рыбу? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.
Ответ: _____________________________________________________________
Ответы
1. 1 (Волшебная сказка)
2. 3 (Рассказ)
3. Ваня прав. В волшебной сказке есть чудеса, волшебные предметы и магия.
4. А — 1 (Животные мира), Б — 2 (Золушка), В — 4 (Растения нашей планеты), Г — 3 (Стихи о временах года)
5.
1, 2, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Л.Н. Толстого – «Филипок»
7.
2 («Луна улыбается земле»)
8. Герой испытывает радость и восхищение, находясь у реки. Природа описана живо, чтобы показать её красоту и уникальность.
9. 2 (Его произведения учат любви к природе)
10. 3, 4, 5 (На воде кружились стрекозы; Рыба выпрыгнула из воды; Вдалеке пели птицы)
11. 2, 5, 3, 4, 6 (На поверхности воды плавали листья; Мы заметили стрекоз, кружившихся над водой; Мы слышали пение птиц; Рыба выпрыгнула из воды; Мы задумались о важности сохранения природы)
12. 2 (Он понял, как прекрасна жизнь у реки)
13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота летнего дня; Герой наблюдал за рыбами и стрекозами; Герой понял важность защиты природы)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он осознал красоту живой природы и её удивительные моменты.