Тренировочный вариант №11 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №11 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой события происходят в реальном мире, но с элементами волшебства?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Снег лёгким покрывалом укрыл землю, и лес казался заснувшим. Ветви деревьев, покрытые инеем, блестели в свете утреннего солнца».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Маша и Ваня обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Маша: «В волшебной сказке животные разговаривают и помогают людям».
  • Ваня: «В волшебной сказке есть чудеса, волшебные предметы и магия».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Справочная литература
Б Волшебные сказки
В Истории о природе
Г Поэзия

Книги:

  1. Энциклопедия «Животные мира»
  2. Братья Гримм «Золушка»
  3. Поэтический сборник «Стихи о временах года»
  4. «Растения нашей планеты»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Лебедь живёт на воде и питается растениями».
  2. «Белка хранит орехи в своём дупле».
  3. «Заяц помог лисе перейти реку».
  4. «Зимой ёж спит под слоем листьев».
  5. «Деревья в лесу шепчутся друг с другом».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. С.А. Есенин писал только рассказы.
  2. И.А. Крылов известен своими баснями.
  3. Л.Н. Толстой сочинял сказки о природе.
  4. Ф.И. Тютчев известен научными трудами.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Л.Н. Толстого.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Л.Н. Толстого: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Солнце освещает дорогу».
  2. «Луна улыбается земле».
  3. «Ветер качает деревья».
  4. «Река течёт вдоль берегов».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Константин Паустовский
(1892–1968)

Константин Паустовский – известный русский писатель, который писал о природе и её красоте. Его рассказы помогают читателям увидеть мир через призму любви к природе. Один из его известных рассказов – «Заячьи лапы». В этом рассказе Паустовский показывает, как важно помогать животным и защищать их. Его произведения наполнены добротой и учат детей бережно относиться к миру вокруг.


Текст 2

Летний день у реки

Мы с друзьями отправились к реке в жаркий летний день. Вода была прозрачной, и на её поверхности плавали листья. Вдоль берега росли высокие деревья, создавая тень. Мы слышали, как вдалеке пели птицы, а на воде кружились стрекозы. Вдруг я заметил рыбу, которая выпрыгнула из воды и тут же скрылась. Это было так неожиданно и красиво, что мы замерли от восторга. Я понял, как много в природе удивительного, и почувствовал, как важно сохранять такие места для будущих поколений.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь у реки? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Константина Паустовского?

  1. Он писал только научные статьи.
  2. Его произведения учат любви к природе.
  3. Паустовский писал о жизни в больших городах.
  4. Его рассказы были посвящены только людям.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Летний день у реки»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Вода была прозрачной»
  2. «На поверхности плавали листья»
  3. «На воде кружились стрекозы»
  4. «Рыба выпрыгнула из воды»
  5. «Вдалеке пели птицы»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы отправились к реке.
    __ На поверхности воды плавали листья.
    __ Мы слышали пение птиц.
    __ Рыба выпрыгнула из воды.
    __ Мы заметили стрекоз, кружившихся над водой.
    __ Мы задумались о важности сохранения природы.

Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось смотреть на стрекоз.
  2. Он понял, как прекрасна жизнь у реки.
  3. Он хотел научиться ловить рыбу.
  4. Он услышал рассказ друга о природе.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Летний день у реки»?

  1. Герой пришёл к реке зимой.
  2. В тексте описана красота летнего дня.
  3. Герой наблюдал за рыбами и стрекозами.
  4. Герой понял важность защиты природы.
  5. Герой пришёл к реке, чтобы порыбачить.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он заметил рыбу? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

1. 1 (Волшебная сказка)

2. 3 (Рассказ)

3. Ваня прав. В волшебной сказке есть чудеса, волшебные предметы и магия.

4. А — 1 (Животные мира), Б — 2 (Золушка), В — 4 (Растения нашей планеты), Г — 3 (Стихи о временах года)

5.

1, 2, 4 (Научно-познавательные тексты)

6.
6.1 2 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Л.Н. Толстого – «Филипок»

7.
2 («Луна улыбается земле»)

8. Герой испытывает радость и восхищение, находясь у реки. Природа описана живо, чтобы показать её красоту и уникальность.

9. 2 (Его произведения учат любви к природе)

10. 3, 4, 5 (На воде кружились стрекозы; Рыба выпрыгнула из воды; Вдалеке пели птицы)

11. 2, 5, 3, 4, 6 (На поверхности воды плавали листья; Мы заметили стрекоз, кружившихся над водой; Мы слышали пение птиц; Рыба выпрыгнула из воды; Мы задумались о важности сохранения природы)

12. 2 (Он понял, как прекрасна жизнь у реки)

13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота летнего дня; Герой наблюдал за рыбами и стрекозами; Герой понял важность защиты природы)

14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он осознал красоту живой природы и её удивительные моменты.