Тренировочный вариант №12 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.
Инструкция по выполнению работы:
На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.
Задание 1:
Как называется сказка, в которой главный герой пользуется волшебными предметами?
- Волшебная сказка
- Сказка о животных
- Бытовая сказка
Ответ: ________
Задание 2:
Прочитай отрывок.
«Когда наступил вечер, река стала отражать огоньки звёзд, и лес вокруг задышал тишиной и покоем».
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
- Былина
- Басня
- Рассказ
- Стихотворение
Ответ: ________
Задание 3:
Четвероклассники Толя и Катя обсуждали, что такое волшебная сказка.
- Толя: «В волшебной сказке герои преодолевают трудности с помощью волшебных помощников».
- Катя: «В волшебной сказке животные разговаривают, а главные герои решают задачи без чьей-либо помощи».
Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 4:
На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.
Раздел библиотеки | Описание раздела |
---|---|
А | Научно-познавательные книги |
Б | Волшебные сказки |
В | Истории о природе |
Г | Поэзия |
Книги:
- «Жизнь под водой»
- А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»
- Поэтический сборник «Природа в стихах»
- «Растения нашей страны»
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
---|---|---|---|
Ответ: ________
Задание 5:
Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.
- «Рыбы дышат с помощью жабр».
- «Лиса пригласила зайца на ужин».
- «Ёжик спит под слоем опавших листьев зимой».
- «Медведь зимой прячется в берлоге».
- «Деревья в лесу шепчутся, как будто разговаривают».
Ответ: ________
Задание 6.1:
Выбери верное утверждение.
- Л.Н. Толстой писал сказки для взрослых.
- С.А. Есенин известен своими стихами о природе.
- И.А. Крылов сочинял рассказы о путешествиях.
- Ф.И. Тютчев писал только басни.
Ответ: ________
Задание 6.2:
Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Л.Н. Толстого.
Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Л.Н. Толстого: _________________________
Задание 7:
В какой строке из стихотворения используется олицетворение?
- «Река тихо течёт между берегов».
- «Ветер шепчет свои истории».
- «Солнце светит над полями».
- «Птицы поют на ветвях».
Ответ: ________
Вопросы по текстам
Текст 1
Борис Житков
(1882–1938)
Борис Житков был известным русским писателем, который писал о природе и животных. Его произведения помогали детям лучше понимать, как устроен мир. Один из самых известных рассказов Житкова – «Как я ловил рыбу». В этом рассказе он учит внимательности и терпению, которые нужны, чтобы ловить рыбу и наблюдать за природой. Житков показывал, как важно любить и уважать природу, ведь в ней есть свои тайны и удивительные открытия.
Текст 2
Прогулка в осеннем парке
Осенний парк был полон красок. Деревья стояли в разноцветных листьях, а на земле лежал мягкий ковёр из опавших листьев. Мы с семьёй гуляли по парку, и я услышал, как ветер шуршал листьями, а птицы тихо щебетали в ветвях. У фонтана мы увидели маленькую белочку, которая прыгала с ветки на ветку, собирая жёлуди. Воздух был свежий и прохладный, а небо – чистым и голубым. Я понял, что такие моменты – это напоминание о том, как важно сохранять природу и заботиться о ней.
Задание 8:
Какие чувства испытывает герой, находясь в осеннем парке? Объясни, почему природа описана так живо.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 9:
Какое из утверждений верно в отношении творчества Бориса Житкова?
- Он писал только научные статьи.
- Его произведения учат наблюдательности и уважению к природе.
- Житков писал о жизни в больших городах.
- Его рассказы были посвящены только людям.
Ответ: ________
Задание 10:
Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Прогулка в осеннем парке»?
Выбери и запиши их номера.
- «Деревья стояли в разноцветных листьях»
- «Ветер шуршал листьями»
- «Птицы тихо щебетали в ветвях»
- «Белочка прыгала с ветки на ветку»
- «Небо было чистым и голубым»
Ответ: ________
Задание 11:
Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
- Мы с семьёй гуляли по парку.
__ Деревья стояли в разноцветных листьях.
__ Воздух был свежий и прохладный.
__ Мы услышали, как ветер шуршит листьями.
__ Мы заметили белочку, прыгающую с ветки на ветку.
__ Я задумался о важности сохранения природы.
Задание 12:
Почему герой текста понял важность сохранения природы?
- Ему понравилось наблюдать за белочкой.
- Он увидел, как красив парк осенью.
- Он захотел больше узнать о деревьях.
- Он услышал, как птицы поют в ветвях.
Ответ: ________
Задание 13:
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Прогулка в осеннем парке»?
- Герой пришёл в парк весной.
- В тексте описана красота осеннего пейзажа.
- Герой наблюдал за белкой и слушал птиц.
- Герой понял важность защиты природы.
- Герой пришёл в парк, чтобы посмотреть на фонтан.
Ответ: ________
Задание 14:
Почему сердце героя забилось от волнения, когда он увидел осенний парк? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.
Ответ: _____________________________________________________________
Ответы
- 1 (Волшебная сказка)
- 3 (Рассказ)
- Толя прав. В волшебной сказке герои преодолевают трудности с помощью волшебных помощников.
- А — 1 (Жизнь под водой), Б — 2 (Сказка о мёртвой царевне), В — 4 (Растения нашей страны), Г — 3 (Природа в стихах)
1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (С.А. Есенин известен своими стихами о природе)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Л.Н. Толстого – «Кавказский пленник»
7.
2 («Ветер шепчет свои истории»)
8. Герой испытывает радость и умиротворение, находясь в осеннем парке. Природа описана живо, чтобы показать её красоту и гармонию.
9. 2 (Его произведения учат наблюдательности и уважению к природе)
10. 2, 3, 4 (Ветер шуршал листьями; Птицы тихо щебетали в ветвях; Белочка прыгала с ветки на ветку)
11. 2, 3, 4, 5, 6 (Деревья стояли в разноцветных листьях; Воздух был свежий и прохладный; Мы услышали, как ветер шуршит листьями; Мы заметили белочку, прыгающую с ветки на ветку; Я задумался о важности сохранения природы)
12. 2 (Он увидел, как красив парк осенью)
13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота осеннего пейзажа; Герой наблюдал за белкой и слушал птиц; Герой понял важность защиты природы)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он увидел яркие осенние краски и осознал, как важно беречь такие уголки природы.