Тренировочный вариант №12 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №12 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой главный герой пользуется волшебными предметами?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Когда наступил вечер, река стала отражать огоньки звёзд, и лес вокруг задышал тишиной и покоем».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Толя и Катя обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Толя: «В волшебной сказке герои преодолевают трудности с помощью волшебных помощников».
  • Катя: «В волшебной сказке животные разговаривают, а главные герои решают задачи без чьей-либо помощи».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Научно-познавательные книги
Б Волшебные сказки
В Истории о природе
Г Поэзия

Книги:

  1. «Жизнь под водой»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»
  3. Поэтический сборник «Природа в стихах»
  4. «Растения нашей страны»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Рыбы дышат с помощью жабр».
  2. «Лиса пригласила зайца на ужин».
  3. «Ёжик спит под слоем опавших листьев зимой».
  4. «Медведь зимой прячется в берлоге».
  5. «Деревья в лесу шепчутся, как будто разговаривают».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой писал сказки для взрослых.
  2. С.А. Есенин известен своими стихами о природе.
  3. И.А. Крылов сочинял рассказы о путешествиях.
  4. Ф.И. Тютчев писал только басни.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Л.Н. Толстого.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Л.Н. Толстого: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Река тихо течёт между берегов».
  2. «Ветер шепчет свои истории».
  3. «Солнце светит над полями».
  4. «Птицы поют на ветвях».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Борис Житков
(1882–1938)

Борис Житков был известным русским писателем, который писал о природе и животных. Его произведения помогали детям лучше понимать, как устроен мир. Один из самых известных рассказов Житкова – «Как я ловил рыбу». В этом рассказе он учит внимательности и терпению, которые нужны, чтобы ловить рыбу и наблюдать за природой. Житков показывал, как важно любить и уважать природу, ведь в ней есть свои тайны и удивительные открытия.


Текст 2

Прогулка в осеннем парке

Осенний парк был полон красок. Деревья стояли в разноцветных листьях, а на земле лежал мягкий ковёр из опавших листьев. Мы с семьёй гуляли по парку, и я услышал, как ветер шуршал листьями, а птицы тихо щебетали в ветвях. У фонтана мы увидели маленькую белочку, которая прыгала с ветки на ветку, собирая жёлуди. Воздух был свежий и прохладный, а небо – чистым и голубым. Я понял, что такие моменты – это напоминание о том, как важно сохранять природу и заботиться о ней.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь в осеннем парке? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Бориса Житкова?

  1. Он писал только научные статьи.
  2. Его произведения учат наблюдательности и уважению к природе.
  3. Житков писал о жизни в больших городах.
  4. Его рассказы были посвящены только людям.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Прогулка в осеннем парке»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Деревья стояли в разноцветных листьях»
  2. «Ветер шуршал листьями»
  3. «Птицы тихо щебетали в ветвях»
  4. «Белочка прыгала с ветки на ветку»
  5. «Небо было чистым и голубым»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы с семьёй гуляли по парку.
    __ Деревья стояли в разноцветных листьях.
    __ Воздух был свежий и прохладный.
    __ Мы услышали, как ветер шуршит листьями.
    __ Мы заметили белочку, прыгающую с ветки на ветку.
    __ Я задумался о важности сохранения природы.

Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за белочкой.
  2. Он увидел, как красив парк осенью.
  3. Он захотел больше узнать о деревьях.
  4. Он услышал, как птицы поют в ветвях.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Прогулка в осеннем парке»?

  1. Герой пришёл в парк весной.
  2. В тексте описана красота осеннего пейзажа.
  3. Герой наблюдал за белкой и слушал птиц.
  4. Герой понял важность защиты природы.
  5. Герой пришёл в парк, чтобы посмотреть на фонтан.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он увидел осенний парк? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

  1. 1 (Волшебная сказка)
  2. 3 (Рассказ)
  3. Толя прав. В волшебной сказке герои преодолевают трудности с помощью волшебных помощников.
  4. А — 1 (Жизнь под водой), Б — 2 (Сказка о мёртвой царевне), В — 4 (Растения нашей страны), Г — 3 (Природа в стихах)

1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (С.А. Есенин известен своими стихами о природе)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Л.Н. Толстого – «Кавказский пленник»
7.
2 («Ветер шепчет свои истории»)
8. Герой испытывает радость и умиротворение, находясь в осеннем парке. Природа описана живо, чтобы показать её красоту и гармонию.
9. 2 (Его произведения учат наблюдательности и уважению к природе)
10. 2, 3, 4 (Ветер шуршал листьями; Птицы тихо щебетали в ветвях; Белочка прыгала с ветки на ветку)
11. 2, 3, 4, 5, 6 (Деревья стояли в разноцветных листьях; Воздух был свежий и прохладный; Мы услышали, как ветер шуршит листьями; Мы заметили белочку, прыгающую с ветки на ветку; Я задумался о важности сохранения природы)
12. 2 (Он увидел, как красив парк осенью)
13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота осеннего пейзажа; Герой наблюдал за белкой и слушал птиц; Герой понял важность защиты природы)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он увидел яркие осенние краски и осознал, как важно беречь такие уголки природы.