Тренировочный вариант №13 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №13 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой есть чудеса и волшебные предметы?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Солнце поднималось над горизонтом, заливая поле ярким светом. На траве блестели капельки росы, а в небе раздавались голоса первых птиц».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Коля и Настя обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Коля: «В волшебной сказке есть волшебники и магия».
  • Настя: «В волшебной сказке герои решают все проблемы без чьей-либо помощи».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Справочники и энциклопедии
Б Волшебные сказки
В Истории о природе
Г Поэзия

Книги:

  1. Энциклопедия «Животные планеты»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
  3. Поэтический сборник «Времена года»
  4. «Растения России»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Лось живёт в лесу и питается ветками и травой».
  2. «Заяц помогает лисе строить дом».
  3. «Весной медведь выходит из берлоги после зимней спячки».
  4. «Ёжик свернулся клубком, чтобы защититься от врагов».
  5. «Деревья в лесу шепчутся между собой».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой известен своими стихами о природе.
  2. С.А. Есенин писал только басни.
  3. И.А. Крылов известен своими баснями.
  4. Ф.И. Тютчев сочинял рассказы о животных.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Солнце освещает поля».
  2. «Ветер поёт в кронах деревьев».
  3. «Река течёт к озеру».
  4. «Дождь напоил землю».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Михаил Пришвин
(1873–1954)

Михаил Пришвин – известный русский писатель, который с любовью писал о природе. Его произведения показывают, как важно бережно относиться к миру вокруг. Один из самых известных рассказов – «Кладовая солнца». В нём Пришвин описывает, как мальчик и девочка учатся понимать природу и её законы. Книги Михаила Пришвина читают как дети, так и взрослые, потому что они наполнены добротой и уважением к природе.


Текст 2

Вечер у реки

Когда солнце опускалось за горизонт, вода в реке начала переливаться золотистыми и оранжевыми оттенками. Воздух был наполнен запахом трав и звуками кузнечиков. Мы с друзьями сидели на берегу, наблюдая, как рыба выпрыгивает из воды, а на камышах сидят стрекозы. Это было волшебное время, которое напомнило мне, как важно сохранять такие красивые места. Природа дарит нам радость, и мы должны заботиться о ней.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь у реки? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Михаила Пришвина?

  1. Он писал только о жизни людей.
  2. Его произведения учат любви и уважению к природе.
  3. Пришвин известен своими научными трудами.
  4. Его рассказы были посвящены только детям.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Вечер у реки»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Вода переливалась золотистыми оттенками»
  2. «Воздух был наполнен запахом трав»
  3. «Кузнечики стрекотали на лугу»
  4. «Рыба выпрыгивала из воды»
  5. «На камышах сидели стрекозы»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы с друзьями сидели на берегу реки.
    __ Воздух был наполнен запахом трав.
    __ Рыба выпрыгивала из воды.
    __ На камышах сидели стрекозы.
    __ Солнце опускалось за горизонт.
    __ Я задумался о важности сохранения природы.

Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за стрекозами.
  2. Он понял, как красива природа у реки.
  3. Он захотел больше узнать о реках.
  4. Он услышал рассказы друзей о природе.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Вечер у реки»?

  1. Герой был у реки утром.
  2. В тексте описано, как красиво река на закате.
  3. Герой наблюдал за стрекозами и рыбой.
  4. Герой понял, как важно сохранять природу.
  5. Герой пошёл к реке, чтобы поймать рыбу.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он смотрел на реку? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

  1. 1 (Волшебная сказка)
  2. 3 (Рассказ)
  3. Коля прав. В волшебной сказке есть волшебники и магия.
  4. А — 1 (Животные планеты), Б — 2 (Сказка о золотом петушке), В — 4 (Растения России), Г — 3 (Времена года)

1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 3 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Весенняя гроза»
7.
2 («Ветер поёт в кронах деревьев»)
8. Герой испытывает восхищение и радость, находясь у реки. Природа описана живо, чтобы показать её красоту.
9. 2 (Его произведения учат любви и уважению к природе)
10. 1, 2, 3, 4, 5 (Вода переливалась золотистыми оттенками; Воздух был наполнен запахом трав; Кузнечики стрекотали на лугу; Рыба выпрыгивала из воды; На камышах сидели стрекозы)
11. 5, 2, 4, 3, 6 (Солнце опускалось за горизонт; Воздух был наполнен запахом трав; На камышах сидели стрекозы; Рыба выпрыгивала из воды; Я задумался о важности сохранения природы)
12. 2 (Он понял, как красива природа у реки)
13. 2, 3, 4 (В тексте описано, как красиво река на закате; Герой наблюдал за стрекозами и рыбой; Герой понял, как важно сохранять природу)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он увидел волшебство природы, её красоту и гармонию.