Тренировочный вариант №13 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.
Инструкция по выполнению работы:
На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.
Задание 1:
Как называется сказка, в которой есть чудеса и волшебные предметы?
- Волшебная сказка
- Сказка о животных
- Бытовая сказка
Ответ: ________
Задание 2:
Прочитай отрывок.
«Солнце поднималось над горизонтом, заливая поле ярким светом. На траве блестели капельки росы, а в небе раздавались голоса первых птиц».
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
- Былина
- Басня
- Рассказ
- Стихотворение
Ответ: ________
Задание 3:
Четвероклассники Коля и Настя обсуждали, что такое волшебная сказка.
- Коля: «В волшебной сказке есть волшебники и магия».
- Настя: «В волшебной сказке герои решают все проблемы без чьей-либо помощи».
Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 4:
На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.
Раздел библиотеки | Описание раздела |
---|---|
А | Справочники и энциклопедии |
Б | Волшебные сказки |
В | Истории о природе |
Г | Поэзия |
Книги:
- Энциклопедия «Животные планеты»
- А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
- Поэтический сборник «Времена года»
- «Растения России»
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
---|---|---|---|
Ответ: ________
Задание 5:
Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.
- «Лось живёт в лесу и питается ветками и травой».
- «Заяц помогает лисе строить дом».
- «Весной медведь выходит из берлоги после зимней спячки».
- «Ёжик свернулся клубком, чтобы защититься от врагов».
- «Деревья в лесу шепчутся между собой».
Ответ: ________
Задание 6.1:
Выбери верное утверждение.
- Л.Н. Толстой известен своими стихами о природе.
- С.А. Есенин писал только басни.
- И.А. Крылов известен своими баснями.
- Ф.И. Тютчев сочинял рассказы о животных.
Ответ: ________
Задание 6.2:
Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.
Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________
Задание 7:
В какой строке из стихотворения используется олицетворение?
- «Солнце освещает поля».
- «Ветер поёт в кронах деревьев».
- «Река течёт к озеру».
- «Дождь напоил землю».
Ответ: ________
Вопросы по текстам
Текст 1
Михаил Пришвин
(1873–1954)
Михаил Пришвин – известный русский писатель, который с любовью писал о природе. Его произведения показывают, как важно бережно относиться к миру вокруг. Один из самых известных рассказов – «Кладовая солнца». В нём Пришвин описывает, как мальчик и девочка учатся понимать природу и её законы. Книги Михаила Пришвина читают как дети, так и взрослые, потому что они наполнены добротой и уважением к природе.
Текст 2
Вечер у реки
Когда солнце опускалось за горизонт, вода в реке начала переливаться золотистыми и оранжевыми оттенками. Воздух был наполнен запахом трав и звуками кузнечиков. Мы с друзьями сидели на берегу, наблюдая, как рыба выпрыгивает из воды, а на камышах сидят стрекозы. Это было волшебное время, которое напомнило мне, как важно сохранять такие красивые места. Природа дарит нам радость, и мы должны заботиться о ней.
Задание 8:
Какие чувства испытывает герой, находясь у реки? Объясни, почему природа описана так живо.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 9:
Какое из утверждений верно в отношении творчества Михаила Пришвина?
- Он писал только о жизни людей.
- Его произведения учат любви и уважению к природе.
- Пришвин известен своими научными трудами.
- Его рассказы были посвящены только детям.
Ответ: ________
Задание 10:
Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Вечер у реки»?
Выбери и запиши их номера.
- «Вода переливалась золотистыми оттенками»
- «Воздух был наполнен запахом трав»
- «Кузнечики стрекотали на лугу»
- «Рыба выпрыгивала из воды»
- «На камышах сидели стрекозы»
Ответ: ________
Задание 11:
Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
- Мы с друзьями сидели на берегу реки.
__ Воздух был наполнен запахом трав.
__ Рыба выпрыгивала из воды.
__ На камышах сидели стрекозы.
__ Солнце опускалось за горизонт.
__ Я задумался о важности сохранения природы.
Задание 12:
Почему герой текста понял важность сохранения природы?
- Ему понравилось наблюдать за стрекозами.
- Он понял, как красива природа у реки.
- Он захотел больше узнать о реках.
- Он услышал рассказы друзей о природе.
Ответ: ________
Задание 13:
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Вечер у реки»?
- Герой был у реки утром.
- В тексте описано, как красиво река на закате.
- Герой наблюдал за стрекозами и рыбой.
- Герой понял, как важно сохранять природу.
- Герой пошёл к реке, чтобы поймать рыбу.
Ответ: ________
Задание 14:
Почему сердце героя забилось от волнения, когда он смотрел на реку? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.
Ответ: _____________________________________________________________
Ответы
- 1 (Волшебная сказка)
- 3 (Рассказ)
- Коля прав. В волшебной сказке есть волшебники и магия.
- А — 1 (Животные планеты), Б — 2 (Сказка о золотом петушке), В — 4 (Растения России), Г — 3 (Времена года)
1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 3 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Весенняя гроза»
7.
2 («Ветер поёт в кронах деревьев»)
8. Герой испытывает восхищение и радость, находясь у реки. Природа описана живо, чтобы показать её красоту.
9. 2 (Его произведения учат любви и уважению к природе)
10. 1, 2, 3, 4, 5 (Вода переливалась золотистыми оттенками; Воздух был наполнен запахом трав; Кузнечики стрекотали на лугу; Рыба выпрыгивала из воды; На камышах сидели стрекозы)
11. 5, 2, 4, 3, 6 (Солнце опускалось за горизонт; Воздух был наполнен запахом трав; На камышах сидели стрекозы; Рыба выпрыгивала из воды; Я задумался о важности сохранения природы)
12. 2 (Он понял, как красива природа у реки)
13. 2, 3, 4 (В тексте описано, как красиво река на закате; Герой наблюдал за стрекозами и рыбой; Герой понял, как важно сохранять природу)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он увидел волшебство природы, её красоту и гармонию.