Тренировочный вариант №15 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.
Инструкция по выполнению работы:
На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.
Задание 1:
Как называется сказка, в которой герои преодолевают трудности с помощью волшебных предметов?
- Волшебная сказка
- Сказка о животных
- Бытовая сказка
Ответ: ________
Задание 2:
Прочитай отрывок.
«Лес просыпался от ночной тишины. На листьях блестела роса, а птицы, приветствуя утро, наполняли воздух своими звонкими голосами».
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
- Былина
- Басня
- Рассказ
- Стихотворение
Ответ: ________
Задание 3:
Четвероклассники Таня и Игорь обсуждали, что такое волшебная сказка.
- Таня: «В волшебной сказке герои справляются с трудностями с помощью волшебных предметов и помощников».
- Игорь: «В волшебной сказке герои побеждают благодаря своим силам без помощи магии».
Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 4:
На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.
Раздел библиотеки | Описание раздела |
---|---|
А | Научные и познавательные книги |
Б | Волшебные сказки |
В | Книги о природе |
Г | Стихи |
Книги:
- Энциклопедия «Жизнь в океанах»
- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
- Сборник стихов «Голоса природы»
- «Тайны леса»
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
---|---|---|---|
Ответ: ________
Задание 5:
Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.
- «Белый медведь умеет плавать и нырять в холодной воде».
- «Зайчик помог белочке собрать орехи».
- «Лебеди улетают на юг с наступлением зимы».
- «Медведь спит в берлоге зимой».
- «Река разговаривает с деревьями».
Ответ: ________
Задание 6.1:
Выбери верное утверждение.
- С.А. Есенин писал рассказы о путешествиях.
- И.А. Крылов известен своими баснями.
- Л.Н. Толстой писал научные книги о животных.
- Ф.И. Тютчев известен своими баснями.
Ответ: ________
Задание 6.2:
Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.
Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________
Задание 7:
В какой строке из стихотворения используется олицетворение?
- «Луна светит на поля».
- «Ветер поёт свою песню».
- «Река течёт вдоль берега».
- «Деревья шумят на ветру».
Ответ: ________
Вопросы по текстам
Текст 1
Константин Паустовский
(1892–1968)
Константин Паустовский был одним из самых известных русских писателей, который писал о природе. Его произведения наполнены любовью к окружающему миру. Один из его рассказов – «Заячьи лапы» – рассказывает о том, как человек помогает животным в трудной ситуации. Паустовский учит читателей, как важно бережно относиться к природе, защищать её и понимать её красоту.
Текст 2
Весенний день на реке
Весной река оживает. Мы с друзьями отправились к реке, и вокруг нас всё дышало жизнью. На поверхности воды плавали утки, в камышах прятались лягушки, а в небе летали чайки. Вдруг мы заметили, как рыба выпрыгнула из воды и исчезла. Это напомнило мне, как важно заботиться о природе, чтобы такие моменты могли радовать нас и в будущем. Река дарила спокойствие и радость, а мы поняли, как важно сохранить эту красоту.
Задание 8:
Какие чувства испытывает герой, находясь у реки? Объясни, почему природа описана так живо.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 9:
Какое из утверждений верно в отношении творчества Константина Паустовского?
- Он писал только о жизни людей.
- Его рассказы учат любви к природе.
- Паустовский известен своими научными трудами.
- Его книги были посвящены только животным.
Ответ: ________
Задание 10:
Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Весенний день на реке»?
Выбери и запиши их номера.
- «На поверхности воды плавали утки»
- «В камышах прятались лягушки»
- «Рыба выпрыгнула из воды»
- «В небе летали чайки»
- «Река дарила спокойствие и радость»
Ответ: ________
Задание 11:
Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
- Мы с друзьями отправились к реке.
__ На поверхности воды плавали утки.
__ Рыба выпрыгнула из воды.
__ В камышах прятались лягушки.
__ В небе летали чайки.
__ Мы задумались о сохранении природы.
Задание 12:
Почему герой текста понял важность сохранения природы?
- Ему понравилось наблюдать за утками.
- Он увидел, как оживает весенняя река.
- Он захотел больше узнать о рыбах.
- Он услышал рассказ друга о реке.
Ответ: ________
Задание 13:
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Весенний день на реке»?
- Герой был у реки осенью.
- В тексте описана красота весеннего дня.
- Герой наблюдал за птицами и рыбой.
- Герой понял, как важно сохранять природу.
- Герой пришёл к реке, чтобы поймать рыбу.
Ответ: ________
Задание 14:
Почему сердце героя забилось от волнения, когда он смотрел на весеннюю реку? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.
Ответ: _____________________________________________________________
Ответы
- 1 (Волшебная сказка)
- 3 (Рассказ)
- Таня права. В волшебной сказке герои справляются с трудностями с помощью волшебных предметов и помощников.
- А — 1 (Жизнь в океанах), Б — 2 (Сказка о царе Салтане), В — 4 (Тайны леса), Г — 3 (Голоса природы)
1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Весенняя гроза»
7.
2 («Ветер поёт свою песню»)
8. Герой испытывает радость и умиротворение, находясь у реки. Природа описана живо, чтобы показать её красоту.
9. 2 (Его рассказы учат любви к природе)
10. 1, 2, 3, 4 (На поверхности воды плавали утки; В камышах прятались лягушки; Рыба выпрыгнула из воды; В небе летали чайки)
11. 2, 3, 4, 5, 6 (На поверхности воды плавали утки; Рыба выпрыгнула из воды; В камышах прятались лягушки; В небе летали чайки; Мы задумались о сохранении природы)
12. 2 (Он увидел, как оживает весенняя река)
13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота весеннего дня; Герой наблюдал за птицами и рыбой; Герой понял, как важно сохранять природу)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он почувствовал красоту весенней реки и осознал её важность для будущих поколений.