Тренировочный вариант №15 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №15 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой герои преодолевают трудности с помощью волшебных предметов?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Лес просыпался от ночной тишины. На листьях блестела роса, а птицы, приветствуя утро, наполняли воздух своими звонкими голосами».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Таня и Игорь обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Таня: «В волшебной сказке герои справляются с трудностями с помощью волшебных предметов и помощников».
  • Игорь: «В волшебной сказке герои побеждают благодаря своим силам без помощи магии».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Научные и познавательные книги
Б Волшебные сказки
В Книги о природе
Г Стихи

Книги:

  1. Энциклопедия «Жизнь в океанах»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
  3. Сборник стихов «Голоса природы»
  4. «Тайны леса»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Белый медведь умеет плавать и нырять в холодной воде».
  2. «Зайчик помог белочке собрать орехи».
  3. «Лебеди улетают на юг с наступлением зимы».
  4. «Медведь спит в берлоге зимой».
  5. «Река разговаривает с деревьями».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. С.А. Есенин писал рассказы о путешествиях.
  2. И.А. Крылов известен своими баснями.
  3. Л.Н. Толстой писал научные книги о животных.
  4. Ф.И. Тютчев известен своими баснями.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Луна светит на поля».
  2. «Ветер поёт свою песню».
  3. «Река течёт вдоль берега».
  4. «Деревья шумят на ветру».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Константин Паустовский
(1892–1968)

Константин Паустовский был одним из самых известных русских писателей, который писал о природе. Его произведения наполнены любовью к окружающему миру. Один из его рассказов – «Заячьи лапы» – рассказывает о том, как человек помогает животным в трудной ситуации. Паустовский учит читателей, как важно бережно относиться к природе, защищать её и понимать её красоту.


Текст 2

Весенний день на реке

Весной река оживает. Мы с друзьями отправились к реке, и вокруг нас всё дышало жизнью. На поверхности воды плавали утки, в камышах прятались лягушки, а в небе летали чайки. Вдруг мы заметили, как рыба выпрыгнула из воды и исчезла. Это напомнило мне, как важно заботиться о природе, чтобы такие моменты могли радовать нас и в будущем. Река дарила спокойствие и радость, а мы поняли, как важно сохранить эту красоту.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь у реки? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Константина Паустовского?

  1. Он писал только о жизни людей.
  2. Его рассказы учат любви к природе.
  3. Паустовский известен своими научными трудами.
  4. Его книги были посвящены только животным.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Весенний день на реке»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «На поверхности воды плавали утки»
  2. «В камышах прятались лягушки»
  3. «Рыба выпрыгнула из воды»
  4. «В небе летали чайки»
  5. «Река дарила спокойствие и радость»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы с друзьями отправились к реке.
    __ На поверхности воды плавали утки.
    __ Рыба выпрыгнула из воды.
    __ В камышах прятались лягушки.
    __ В небе летали чайки.
    __ Мы задумались о сохранении природы.

Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за утками.
  2. Он увидел, как оживает весенняя река.
  3. Он захотел больше узнать о рыбах.
  4. Он услышал рассказ друга о реке.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Весенний день на реке»?

  1. Герой был у реки осенью.
  2. В тексте описана красота весеннего дня.
  3. Герой наблюдал за птицами и рыбой.
  4. Герой понял, как важно сохранять природу.
  5. Герой пришёл к реке, чтобы поймать рыбу.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он смотрел на весеннюю реку? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

  1. 1 (Волшебная сказка)
  2. 3 (Рассказ)
  3. Таня права. В волшебной сказке герои справляются с трудностями с помощью волшебных предметов и помощников.
  4. А — 1 (Жизнь в океанах), Б — 2 (Сказка о царе Салтане), В — 4 (Тайны леса), Г — 3 (Голоса природы)

1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Весенняя гроза»
7.
2 («Ветер поёт свою песню»)
8. Герой испытывает радость и умиротворение, находясь у реки. Природа описана живо, чтобы показать её красоту.
9. 2 (Его рассказы учат любви к природе)
10. 1, 2, 3, 4 (На поверхности воды плавали утки; В камышах прятались лягушки; Рыба выпрыгнула из воды; В небе летали чайки)
11. 2, 3, 4, 5, 6 (На поверхности воды плавали утки; Рыба выпрыгнула из воды; В камышах прятались лягушки; В небе летали чайки; Мы задумались о сохранении природы)
12. 2 (Он увидел, как оживает весенняя река)
13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота весеннего дня; Герой наблюдал за птицами и рыбой; Герой понял, как важно сохранять природу)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он почувствовал красоту весенней реки и осознал её важность для будущих поколений.