Тренировочный вариант №16 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №16 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой животные ведут себя как люди, разговаривают и совершают поступки, характерные для людей?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: 2 (Сказка о животных)


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Деревья тихо покачивались под лёгким ветром, и листья шептали что-то друг другу».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: 3 (Рассказ)


Задание 3:

Четвероклассники Аня и Саша спорили, что такое сказка о животных.

  • Аня: «Сказка о животных – это история, где звери разговаривают, но ведут себя как обычные животные».
  • Саша: «В сказке о животных звери ведут себя как люди, у них есть характер и поступки, как у человека».

Кто из них прав? Обоснуй ответ.

Ответ: Саша прав. В сказке о животных звери ведут себя как люди, у них есть характер, они разговаривают и совершают поступки, как человек.


Задание 4:

Определи, в какой раздел библиотеки поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Энциклопедии и справочники
Б Волшебные сказки
В Книги о природе
Г Поэзия

Книги:

  1. «Загадки леса»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
  3. Поэтический сборник «Голоса природы»
  4. Энциклопедия «Животные мира»

Ответ:
А – 4, Б – 2, В – 1, Г – 3


Задание 5:

Какие из утверждений относятся к научно-познавательным текстам?

  1. «Волк охотится ночью».
  2. «Лиса пригласила зайца на чай».
  3. «Медведь спит в берлоге зимой».
  4. «Ёж сворачивается клубком при опасности».
  5. «Деревья разговаривают с ветром».

Ответ: 1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой писал только басни.
  2. И.А. Крылов известен своими баснями.
  3. Ф.И. Тютчев сочинял рассказы о животных.
  4. С.А. Есенин писал научные статьи.

Ответ: 2 (И.А. Крылов известен своими баснями)


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и С.А. Есенина.

Ответ:
Произведение И.А. Крылова – «Стрекоза и муравей».
Произведение С.А. Есенина – «Берёза».


Задание 7:

В какой строке используется олицетворение?

  1. «Звёзды светят на небе».
  2. «Ветер шепчет свою песню».
  3. «Река течёт к морю».
  4. «Солнце освещает луг».

Ответ: 2 («Ветер шепчет свою песню»)


Текст 1: Николай Сладков

Николай Сладков был известным писателем-натуралистом. В своих произведениях он рассказывал о жизни лесных зверей, птиц и растений. Его рассказы учат детей наблюдать за природой и понимать её. Например, в рассказе «Весна в лесу» автор описывает, как пробуждается природа после зимы.


Текст 2: Вечер в деревне

Солнце опускалось за горизонт, окрашивая небо в розовые и золотые оттенки. На лугу звенели кузнечики, а издалека доносился плеск воды. Мы сидели на берегу реки и слушали, как ветерок ласково шуршит в листьях. Это был удивительный момент, который запомнился мне надолго.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь у реки?

Ответ: Герой испытывает радость, спокойствие и восхищение перед красотой природы.


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Николая Сладкова?

  1. Он писал только стихи.
  2. Его рассказы учат любви к природе.
  3. Николай Сладков писал только про города.
  4. В его книгах описываются вымышленные животные.

Ответ: 2 (Его рассказы учат любви к природе)


Задание 10:

Какие выражения показывают оживление природы в тексте «Вечер в деревне»?

  1. «Солнце опускалось за горизонт».
  2. «На лугу звенели кузнечики».
  3. «Ветерок ласково шуршит в листьях».
  4. «Издалека доносился плеск воды».
  5. «Небо окрасилось в золотые оттенки».

Ответ: 2, 3, 4 (Оживление природы)


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2.

  1. Мы сидели на берегу реки.
    __ Солнце опускалось за горизонт.
    __ На лугу звенели кузнечики.
    __ Ветерок шуршал в листьях.
    __ Издалека доносился плеск воды.
    __ Я понял, как важна природа.

Ответ: 2, 3, 4, 5, 6


Задание 12:

Почему герой текста понял важность природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за рекой.
  2. Он понял, как красиво вокруг.
  3. Он захотел изучить животных.
  4. Он услышал пение птиц.

Ответ: 2 (Он понял, как красиво вокруг)


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Вечер в деревне»?

  1. Герой был у реки утром.
  2. В тексте описана красота природы вечером.
  3. Герой наблюдал за рекой и слушал звуки природы.
  4. Герой задумался о важности природы.
  5. Герой пришёл на реку, чтобы ловить рыбу.

Ответ: 2, 3, 4


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения?

Ответ: Герой понял, как прекрасна природа, её звуки и краски, и осознал важность её сохранения.


Ответы для Вариант 16

  1. 2 (Сказка о животных)
  2. 3 (Рассказ)
  3. Саша прав. В сказке о животных звери ведут себя как люди, у них есть характер, они разговаривают и совершают поступки, как человек.
  4. А – 4 (Энциклопедия «Животные мира»), Б – 2 (Сказка о золотом петушке), В – 1 (Загадки леса), Г – 3 (Голоса природы)
  5. 1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)

6.1 2 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Стрекоза и муравей»; Произведение С.А. Есенина – «Берёза»
7. 2 («Ветер шепчет свою песню»)
8. Герой испытывает радость, спокойствие и восхищение перед красотой природы.
9. 2 (Его рассказы учат любви к природе)
10. 2, 3, 4 (На лугу звенели кузнечики; Ветерок ласково шуршит в листьях; Издалека доносился плеск воды)
11. 2, 3, 4, 5, 6 (Солнце опускалось за горизонт; На лугу звенели кузнечики; Ветерок шуршал в листьях; Издалека доносился плеск воды; Я понял, как важна природа)
12. 2 (Он понял, как красиво вокруг)
13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота природы вечером; Герой наблюдал за рекой и слушал звуки природы; Герой задумался о важности природы)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он понял, как прекрасна природа, её звуки и краски, и осознал важность её сохранения.