Тренировочный вариант №18 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №18 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой главный герой использует волшебные предметы для достижения цели?

  1. Бытовая сказка
  2. Волшебная сказка
  3. Сказка о животных

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«На небе зажглись первые звёзды, отражаясь в тёмной воде пруда. Тихий ветерок колыхал травы, и вдалеке слышался звонкий стрекот кузнечиков».

Какой это жанр литературы?

  1. Былина
  2. Рассказ
  3. Басня
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Лена и Ваня обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Лена: «В волшебной сказке герой преодолевает трудности благодаря своим знаниям».
  • Ваня: «В волшебной сказке есть чудеса, волшебные предметы и магия».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

Определи, в какой раздел библиотеки поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Энциклопедии и справочники
Б Волшебные сказки
В Истории о природе
Г Поэзия

Книги:

  1. Энциклопедия «Тайны природы»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»
  3. Поэтический сборник «Голоса леса»
  4. «Животные нашей планеты»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ: ________


Задание 5:

Выбери утверждения, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Белый медведь живёт в холодных местах».
  2. «Заяц и лиса подружились и стали жить вместе».
  3. «Летом птицы строят гнёзда, а осенью улетают на юг».
  4. «Дерево шепчет свои секреты ветру».
  5. «Муравьи создают сложные подземные жилища».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой известен своими баснями.
  2. И.А. Крылов писал рассказы о природе.
  3. С.А. Есенин известен стихами о природе.
  4. Ф.И. Тютчев был писателем-натуралистом.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и С.А. Есенина.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение С.А. Есенина: _________________________


Задание 7:

В какой строке используется олицетворение?

  1. «Солнце светит на луг».
  2. «Река тихо разговаривает с берегами».
  3. «Птицы возвращаются с юга».
  4. «Ветер поднимает листья с земли».

Ответ: ________


Текст 1: Константин Паустовский

Константин Паустовский был знаменитым русским писателем, который с любовью писал о природе. Его произведения учат понимать и беречь окружающий мир. Один из его рассказов – «Тёплый хлеб» – рассказывает о том, как важно заботиться о животных и помогать им в трудных ситуациях.


Текст 2: Осень в лесу

Лес осенью становится особенно красивым. Деревья окрашены в жёлтые, красные и оранжевые цвета. Листья медленно падают на землю, устилая дорожки мягким ковром. В воздухе разносится запах грибов и опавшей листвы. Вдалеке слышится гул совы, а по веткам ловко прыгает белка, собирая орехи. В такие моменты понимаешь, насколько удивителен этот мир.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь в осеннем лесу?

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Константина Паустовского?

  1. Он писал только о людях.
  2. Его произведения учат любви к природе.
  3. Паустовский писал научные труды.
  4. В его книгах описаны только города.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения показывают оживление природы в тексте «Осень в лесу»?

  1. «Деревья окрашены в жёлтые цвета».
  2. «Листья медленно падают на землю».
  3. «По веткам ловко прыгает белка».
  4. «В воздухе разносится запах грибов».
  5. «Вдалеке слышится гул совы».

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2.

  1. Я пошёл в осенний лес.
    __ Деревья окрасились в яркие цвета.
    __ Листья падали на дорожки.
    __ В воздухе разносился запах грибов.
    __ Белка прыгала по веткам.
    __ Я понял, как важна природа.

Ответ: ________


Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за лесом.
  2. Он увидел, насколько он красив.
  3. Он захотел узнать больше о животных.
  4. Он услышал рассказы старших о лесах.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Осень в лесу»?

  1. Герой гулял по лесу зимой.
  2. В тексте описана красота осеннего леса.
  3. Герой наблюдал за природой.
  4. Герой задумался о её сохранении.
  5. Герой пришёл в лес собирать грибы.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения?

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы для Вариант 18

  1. 2 (Волшебная сказка)
  2. 4 (Стихотворение)
  3. Ваня прав. В волшебной сказке есть чудеса, волшебные предметы и магия.
  4. А – 1 (Энциклопедия «Тайны природы»), Б – 2 (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»), В – 4 (Животные нашей планеты), Г – 3 (Поэтический сборник «Голоса леса»)
  5. 1, 3, 5 (Научно-познавательные тексты)

6.1 3 (С.А. Есенин известен стихами о природе)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение С.А. Есенина – «Белая берёза»
7. 2 («Река тихо разговаривает с берегами»)
8. Герой испытывает восхищение и спокойствие, находясь в осеннем лесу.
9. 2 (Его произведения учат любви к природе)
10. 2, 3, 5 (Листья медленно падают на землю; По веткам ловко прыгает белка; Вдалеке слышится гул совы)
11. 2, 3, 4, 5, 6 (Деревья окрасились в яркие цвета; Листья падали на дорожки; В воздухе разносился запах грибов; Белка прыгала по веткам; Я понял, как важна природа)
12. 2 (Он увидел, насколько красив осенний лес)
13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота осеннего леса; Герой наблюдал за природой; Герой задумался о её сохранении)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он осознал, насколько удивительна природа и как важно её сохранять.