Тренировочный вариант №19 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №19 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой события происходят в реальном мире, но с элементами волшебства?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Солнечные лучи скользили по поверхности воды, заставляя её искриться. В воздухе пахло свежестью, а лёгкий ветерок пробегал между деревьями».

Какой это жанр литературы?

  1. Былина
  2. Рассказ
  3. Басня
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Олег и Катя обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Олег: «В волшебной сказке герои преодолевают трудности с помощью своей силы».
  • Катя: «В волшебной сказке есть чудеса, волшебные предметы и магия».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

Определи, в какой раздел библиотеки поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Энциклопедии и справочники
Б Волшебные сказки
В Истории о природе
Г Поэзия

Книги:

  1. Энциклопедия «Тайны воды»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  3. Поэтический сборник «Река и звёзды»
  4. «Растительный мир нашей страны»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ: ________


Задание 5:

Выбери утверждения, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Дельфины общаются с помощью звуков».
  2. «Река тихо разговаривает с берегами».
  3. «Бобры строят плотины на реках».
  4. «Луна улыбается ночному небу».
  5. «Киты путешествуют по океану».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой известен только баснями.
  2. И.А. Крылов писал научные книги.
  3. С.А. Есенин известен стихами о природе.
  4. Ф.И. Тютчев сочинял сказки.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________


Задание 7:

В какой строке используется олицетворение?

  1. «Солнце светит на воду».
  2. «Река поёт свою песню».
  3. «Птицы возвращаются с юга».
  4. «Деревья шумят на ветру».

Ответ: ________


Текст 1: Евгений Чарушин

Евгений Чарушин – известный детский писатель, который писал о животных и их повадках. Его рассказы помогают детям лучше понимать мир природы. Например, в рассказе «Котёнок» Чарушин описывает, как маленький котёнок учится исследовать окружающий мир.


Текст 2: Вечер у озера

Летним вечером я вышел к озеру и увидел, как поверхность воды отражает багряное небо. Ветер мягко колыхал тростник, а в воздухе пахло свежестью. Лягушки переговаривались у берега, а вдалеке слышался крик чаек. Всё вокруг было таким спокойным, что я понял, как важно беречь природу.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь у озера?

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Евгения Чарушина?

  1. Он писал только стихи.
  2. Его рассказы учат любви к животным.
  3. Чарушин был известен научными работами.
  4. В его книгах описываются только города.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения показывают оживление природы в тексте «Вечер у озера»?

  1. «Поверхность воды отражает багряное небо».
  2. «Ветер мягко колыхал тростник».
  3. «Лягушки переговаривались у берега».
  4. «В воздухе пахло свежестью».
  5. «Вдалеке слышался крик чаек».

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2.

  1. Я вышел к озеру.
    __ Вода отражала багряное небо.
    __ Ветер колыхал тростник.
    __ Лягушки переговаривались у берега.
    __ Вдалеке слышался крик чаек.
    __ Я задумался о природе.

Ответ: ________


Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за озером.
  2. Он увидел, насколько оно красиво.
  3. Он захотел узнать больше о лягушках.
  4. Он услышал рассказы старших об озёрах.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Вечер у озера»?

  1. Герой был у озера зимой.
  2. В тексте описана красота летнего вечера.
  3. Герой наблюдал за природой.
  4. Герой задумался о её сохранении.
  5. Герой пришёл к озеру ловить рыбу.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения?

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы для Вариант 19

  1. 1 (Волшебная сказка)
  2. 2 (Рассказ)
  3. Катя права. В волшебной сказке есть чудеса, волшебные предметы и магия.
  4. А – 1 (Энциклопедия «Тайны воды»), Б – 2 (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»), В – 4 (Растительный мир нашей страны), Г – 3 (Поэтический сборник «Река и звёзды»)
  5. 1, 3, 5 (Научно-познавательные тексты)

6.1 3 (С.А. Есенин известен стихами о природе)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Лебедь, Рак и Щука»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Весенняя гроза»
7. 2 («Река поёт свою песню»)
8. Герой испытывает умиротворение и восхищение, находясь у озера, потому что природа кажется живой и удивительной.
9. 2 (Его рассказы учат любви к животным)
10. 2, 3, 5 (Ветер мягко колыхал тростник; Лягушки переговаривались у берега; Вдалеке слышался крик чаек)
11. 2, 3, 4, 5, 6 (Вода отражала багряное небо; Ветер колыхал тростник; Лягушки переговаривались у берега; Вдалеке слышался крик чаек; Я задумался о природе)
12. 2 (Он увидел, насколько красиво озеро)
13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота летнего вечера; Герой наблюдал за природой; Герой задумался о её сохранении)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он почувствовал гармонию природы и её неповторимую красоту.