Тренировочный вариант №3 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.
Инструкция по выполнению работы:
На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.
Задание 1:
Как называется сказка, в которой события происходят с волшебными существами и магией?
- Волшебная сказка
- Сказка о животных
- Бытовая сказка
Ответ: ________
Задание 2:
Прочитай отрывок.
«Когда солнце закатилось за горизонт, лес наполнился звуками ночи. Сова крикнула из глубины и все звери замерли».
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
- Былина
- Басня
- Рассказ
- Стихотворение
Ответ: ________
Задание 3:
Четвероклассники Оля и Костя после изучения темы «Фольклор» обсудили, что такое сказка о животных.
- Оля: «Сказка о животных – это история, где животные помогают людям».
- Костя: «Сказка о животных – это сказка, в которой звери ведут себя, как люди, разговаривают и дружат друг с другом».
Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 4:
На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.
Раздел библиотеки | Описание раздела |
---|---|
А | Справочная литература |
Б | Волшебные сказки |
В | Истории о животных |
Г | Поэзия |
Книги:
- Братья Гримм «Белоснежка»
- Энциклопедия «Животные лесов»
- И.А. Крылов «Басни»
- Справочник по математике для младших классов
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
---|---|---|---|
Ответ: ________
Задание 5:
Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.
- «Весной ручьи начинают бежать быстрее, тая снег».
- «Волк – хищное животное, которое охотится на других животных».
- «Белка взяла орех и прыгнула на другую ветку».
- «Совы ведут ночной образ жизни и охотятся в темноте».
- «Зима принесла в лес белое покрывало, и звери спрятались в своих норах».
Ответ: ________
Задание 6.1:
Выбери верное утверждение.
- А.С. Пушкин написал только стихи.
- И.А. Крылов известен своими баснями.
- Л.Н. Толстой писал только сказки.
- Ф.И. Тютчев сочинял рассказы о природе.
Ответ: ________
Задание 6.2:
Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Л.Н. Толстого.
Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Л.Н. Толстого: _________________________
Задание 7:
В какой строке из стихотворения используется олицетворение?
- «На небе ярко светит луна».
- «Река шепчет свои тайны берегам».
- «Солнце взошло и согрело землю».
- «Ветер тихо дул, колыхая траву».
Ответ: ________
Вопросы по текстам
Текст 1
Николай Носов
(1908–1976)
Николай Носов был известным детским писателем, автором многих книг и рассказов о детях. Одним из самых известных произведений Носова является «Незнайка и его друзья». Это история о приключениях Незнайки и его друзей в Цветочном городе. Носов описывает мир детей, полный веселья, дружбы и любопытства. В рассказах дети учатся помогать друг другу, находить выход из сложных ситуаций и узнавать новое. Эти книги до сих пор любимы многими детьми за их доброту и простоту.
Текст 2
Летний день в деревне
Лето в деревне началось рано. Солнце светило с самого утра, и воздух был тёплым и свежим. Мы с бабушкой пошли на речку, где росли высокие камыши. Вода была тёплой, и мы с друзьями весело плескались, гоняясь за рыбками. По берегу бегали утки, а на деревьях щебетали птицы. Я посмотрел вокруг и понял, что деревенская природа отличается от городской: здесь нет шума машин, всё тихо и спокойно. Это место кажется волшебным, где каждый звук и запах напоминает о детстве. Бабушка рассказала, как в её детстве они собирали ягоды у речки и бегали по полям. Я задумался о том, как важно сохранять эти места, чтобы они продолжали радовать людей.
Задание 8:
Какие чувства испытывает герой, находясь на речке? Объясни, почему природа описана так живо.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 9:
Какое из утверждений верно в отношении творчества Николая Носова?
- Он писал только сказки.
- Его книги посвящены жизни детей и их приключениям.
- В его произведениях нет места для описания природы.
- Носов известен своими научными трудами.
Ответ: ________
Задание 10:
Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Летний день в деревне»?
Выбери и запиши их номера.
- «Солнце светило с самого утра»
- «По берегу бегали утки»
- «На деревьях щебетали птицы»
- «Вода была тёплой и свежей»
- «Воздух был наполнен запахами полевых цветов»
Ответ: ________
Задание 11:
Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
- Лето в деревне началось рано.
__ Мы с бабушкой пошли на речку.
__ По берегу бегали утки.
__ Я понял, что деревенская природа отличается от городской.
__ Мы с друзьями плескались в воде.
__ Бабушка рассказала о своём детстве.
Задание 12:
Почему герой текста решил задуматься о сохранении природы?
- Он хотел сохранить тишину и спокойствие деревни.
- Бабушка напомнила ему о её детстве.
- Ему понравилось купаться в тёплой речке.
- Он хотел, чтобы другие дети тоже могли играть на природе.
Ответ: ________
Задание 13:
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Летний день в деревне»?
- Герой играл у речки один.
- В тексте описана красота деревенской природы.
- Бабушка героя любит рассказывать истории.
- Герой понял важность сохранения природы.
- Герой предпочитает городской шум деревенской тишине.
Выбери верные утверждения и запиши их номера.
Ответ: ________
Задание 14:
Почему герой рассказа задумался, когда услышал рассказ бабушки о её детстве? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.
Ответ: _____________________________________________________________
Ответы
1. 1 (Волшебная сказка)
2. 3 (Рассказ)
3. Костя прав. Сказка о животных – это сказка, в которой звери ведут себя, как люди, разговаривают и дружат друг с другом.
4. А — 4 (Справочник по математике), Б — 1 (Белоснежка), В — 2 (Энциклопедия «Животные лесов»), Г — 3 (Басни И.А. Крылова)
5. 1, 2, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (И.А. Крылов известен своими баснями)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Ворона и Лисица»; Произведение Л.Н. Толстого – «Детство»
7. 2 («Река шепчет свои тайны берегам»)
8. Герой испытывает радость и спокойствие, находясь на речке. Природа описана так живо, чтобы показать её красоту и волшебство деревенской жизни.
9. 2 (Его книги посвящены жизни детей и их приключениям)
10. 2, 3, 5 (По берегу бегали утки; На деревьях щебетали птицы; Воздух был наполнен запахами полевых цветов)
11. 2, 5, 3, 6, 4 (Мы с бабушкой пошли на речку; Мы с друзьями плескались в воде; По берегу бегали утки; Бабушка рассказала о своём детстве; Я понял, что деревенская природа отличается от городской)
12. 4 (Он хотел, чтобы другие дети тоже могли играть на природе)
13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота деревенской природы; Бабушка героя любит рассказывать истории; Герой понял важность сохранения природы)
14. Герой задумался, потому что бабушкины рассказы о детстве напомнили ему о важности и ценности деревенской природы, которую нужно беречь.