Тренировочный вариант №6 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №6 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой действуют волшебные предметы и существа?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«На опушке леса раскинулось озеро. Вечером оно светилось в свете луны, и лес казался сказочным».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Саша и Маша обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Саша: «В волшебной сказке животные разговаривают».
  • Маша: «В волшебной сказке есть магические предметы и чудеса».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Научная литература
Б Волшебные сказки
В Истории о природе
Г Поэзия

Книги:

  1. Н.М. Карамзин «История государства Российского»
  2. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
  3. «Тайны леса» (научное издание)
  4. Сборник стихов «Мир вокруг нас»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Волк охотится ночью, прячась среди деревьев».
  2. «Ветры сдувают листья с деревьев осенью».
  3. «Лисица пригласила зайца на ужин».
  4. «Ёж свернулся клубком, чтобы защититься от врагов».
  5. «У медведя зимой мягкая и тёплая шерсть».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой написал сказки только для детей.
  2. Ф.И. Тютчев писал стихи о природе.
  3. И.А. Крылов известен своими рассказами о животных.
  4. А.С. Пушкин сочинял стихи о науке.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Л.Н. Толстого.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Л.Н. Толстого: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Солнце светит на поле».
  2. «Лес шепчет свои тайны».
  3. «Звёзды светят в небе».
  4. «Река течёт среди гор».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Самуил Маршак
(1887–1964)

Самуил Маршак – известный русский поэт и переводчик, написавший множество стихов и сказок для детей. Его произведения часто посвящены дружбе, честности и любви к природе. Одним из самых популярных произведений Маршака является сказка в стихах «Кошкин дом». В ней рассказывается о котах и их доме, полном радости и тепла, но в который однажды приходит беда. Эта сказка учит детей тому, как важно заботиться о своих близких и помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Книги Маршака до сих пор любимы детьми за их доброту и душевность.


Текст 2

Осенний день в лесу

Осень в лесу – это время тишины и спокойствия. Мы с семьёй отправились на прогулку, и вокруг было тихо и красиво. Листья начали менять цвет на жёлтый и красный, а некоторые уже опали на землю, покрыв её мягким ковром. Воздух был прохладным и свежим, а небо – чистым и голубым. Мы шли по тропинке и слышали, как ветер слегка покачивает ветки. Вдруг я заметил, как белка прыгает с дерева на дерево, собирая орехи. Мне стало так приятно находиться в этом месте, где природа дышит и живёт, и я понял, как важно беречь её красоту.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь осенью в лесу? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Самуила Маршака?

  1. Он писал только рассказы.
  2. Его произведения посвящены важным темам, как дружба и доброта.
  3. В его произведениях нет места для природы.
  4. Маршак известен только своими переводами.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Осенний день в лесу»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Листья начали менять цвет на жёлтый и красный»
  2. «Некоторые листья уже опали на землю»
  3. «Ветер слегка покачивает ветки»
  4. «Белка прыгает с дерева на дерево»
  5. «Природа дышит и живёт»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы с семьёй отправились на прогулку в лес.
    __ Листья начали менять цвет.
    __ Воздух был прохладным и свежим.
    __ Мы услышали, как ветер покачивает ветки.
    __ Я заметил белку, собирающую орехи.
    __ Я понял, как важно беречь природу.

Задание 12:

Почему герой текста почувствовал радость и умиротворение, находясь в лесу?

  1. Ему понравилось наблюдать за белкой.
  2. Он ощутил красоту осенней природы.
  3. Он хотел собрать грибы и ягоды.
  4. Ему рассказывали историю про лес.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Осенний день в лесу»?

  1. Герой пришёл в лес весной.
  2. Лес описан как спокойное и живое место.
  3. Белка испугалась и убежала от героя.
  4. Герой осознал важность охраны природы.
  5. Герой пришёл в лес, чтобы порыбачить.

Выбери верные утверждения и запиши их номера.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он заметил белку? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

1. 1 (Волшебная сказка)

2. 3 (Рассказ)

3. Маша права. В волшебной сказке есть магические предметы и чудеса.

4. А — 1 (Н.М. Карамзин «История государства Российского»), Б — 2 (Руслан и Людмила), В — 3 (Тайны леса), Г — 4 (Сборник стихов «Мир вокруг нас»)

5. 1, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (Ф.И. Тютчев писал стихи о природе)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Свинья под Дубом»; Произведение Л.Н. Толстого – «Филипок»
7.
2 («Лес шепчет свои тайны»)
8. Герой испытывает радость и спокойствие, находясь в лесу осенью. Природа описана живо, чтобы показать её красоту и гармонию.
9. 2 (Его произведения посвящены важным темам, как дружба и доброта)
10. 1, 3, 4, 5 (Листья начали менять цвет на жёлтый и красный; Ветер слегка покачивает ветки; Белка прыгает с дерева на дерево; Природа дышит и живёт)
11. 2, 3, 4, 5, 6 (Листья начали менять цвет; Воздух был прохладным и свежим; Мы услышали, как ветер покачивает ветки; Я заметил белку, собирающую орехи; Я понял, как важно беречь природу)
12. 2 (Он ощутил красоту осенней природы)
13. 2, 4 (Лес описан как спокойное и живое место; Герой осознал важность охраны природы)
14. Сердце героя забилось от волнения, когда он заметил белку, потому что он почувствовал живую природу вокруг себя и понял, как важно её сохранить.