Тренировочный вариант №6 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.
Инструкция по выполнению работы:
На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.
Задание 1:
Как называется сказка, в которой действуют волшебные предметы и существа?
- Волшебная сказка
- Сказка о животных
- Бытовая сказка
Ответ: ________
Задание 2:
Прочитай отрывок.
«На опушке леса раскинулось озеро. Вечером оно светилось в свете луны, и лес казался сказочным».
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
- Былина
- Басня
- Рассказ
- Стихотворение
Ответ: ________
Задание 3:
Четвероклассники Саша и Маша обсуждали, что такое волшебная сказка.
- Саша: «В волшебной сказке животные разговаривают».
- Маша: «В волшебной сказке есть магические предметы и чудеса».
Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 4:
На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.
Раздел библиотеки | Описание раздела |
---|---|
А | Научная литература |
Б | Волшебные сказки |
В | Истории о природе |
Г | Поэзия |
Книги:
- Н.М. Карамзин «История государства Российского»
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
- «Тайны леса» (научное издание)
- Сборник стихов «Мир вокруг нас»
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
---|---|---|---|
Ответ: ________
Задание 5:
Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.
- «Волк охотится ночью, прячась среди деревьев».
- «Ветры сдувают листья с деревьев осенью».
- «Лисица пригласила зайца на ужин».
- «Ёж свернулся клубком, чтобы защититься от врагов».
- «У медведя зимой мягкая и тёплая шерсть».
Ответ: ________
Задание 6.1:
Выбери верное утверждение.
- Л.Н. Толстой написал сказки только для детей.
- Ф.И. Тютчев писал стихи о природе.
- И.А. Крылов известен своими рассказами о животных.
- А.С. Пушкин сочинял стихи о науке.
Ответ: ________
Задание 6.2:
Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Л.Н. Толстого.
Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Л.Н. Толстого: _________________________
Задание 7:
В какой строке из стихотворения используется олицетворение?
- «Солнце светит на поле».
- «Лес шепчет свои тайны».
- «Звёзды светят в небе».
- «Река течёт среди гор».
Ответ: ________
Вопросы по текстам
Текст 1
Самуил Маршак
(1887–1964)
Самуил Маршак – известный русский поэт и переводчик, написавший множество стихов и сказок для детей. Его произведения часто посвящены дружбе, честности и любви к природе. Одним из самых популярных произведений Маршака является сказка в стихах «Кошкин дом». В ней рассказывается о котах и их доме, полном радости и тепла, но в который однажды приходит беда. Эта сказка учит детей тому, как важно заботиться о своих близких и помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Книги Маршака до сих пор любимы детьми за их доброту и душевность.
Текст 2
Осенний день в лесу
Осень в лесу – это время тишины и спокойствия. Мы с семьёй отправились на прогулку, и вокруг было тихо и красиво. Листья начали менять цвет на жёлтый и красный, а некоторые уже опали на землю, покрыв её мягким ковром. Воздух был прохладным и свежим, а небо – чистым и голубым. Мы шли по тропинке и слышали, как ветер слегка покачивает ветки. Вдруг я заметил, как белка прыгает с дерева на дерево, собирая орехи. Мне стало так приятно находиться в этом месте, где природа дышит и живёт, и я понял, как важно беречь её красоту.
Задание 8:
Какие чувства испытывает герой, находясь осенью в лесу? Объясни, почему природа описана так живо.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 9:
Какое из утверждений верно в отношении творчества Самуила Маршака?
- Он писал только рассказы.
- Его произведения посвящены важным темам, как дружба и доброта.
- В его произведениях нет места для природы.
- Маршак известен только своими переводами.
Ответ: ________
Задание 10:
Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Осенний день в лесу»?
Выбери и запиши их номера.
- «Листья начали менять цвет на жёлтый и красный»
- «Некоторые листья уже опали на землю»
- «Ветер слегка покачивает ветки»
- «Белка прыгает с дерева на дерево»
- «Природа дышит и живёт»
Ответ: ________
Задание 11:
Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
- Мы с семьёй отправились на прогулку в лес.
__ Листья начали менять цвет.
__ Воздух был прохладным и свежим.
__ Мы услышали, как ветер покачивает ветки.
__ Я заметил белку, собирающую орехи.
__ Я понял, как важно беречь природу.
Задание 12:
Почему герой текста почувствовал радость и умиротворение, находясь в лесу?
- Ему понравилось наблюдать за белкой.
- Он ощутил красоту осенней природы.
- Он хотел собрать грибы и ягоды.
- Ему рассказывали историю про лес.
Ответ: ________
Задание 13:
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Осенний день в лесу»?
- Герой пришёл в лес весной.
- Лес описан как спокойное и живое место.
- Белка испугалась и убежала от героя.
- Герой осознал важность охраны природы.
- Герой пришёл в лес, чтобы порыбачить.
Выбери верные утверждения и запиши их номера.
Ответ: ________
Задание 14:
Почему сердце героя забилось от волнения, когда он заметил белку? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.
Ответ: _____________________________________________________________
Ответы
1. 1 (Волшебная сказка)
2. 3 (Рассказ)
3. Маша права. В волшебной сказке есть магические предметы и чудеса.
4. А — 1 (Н.М. Карамзин «История государства Российского»), Б — 2 (Руслан и Людмила), В — 3 (Тайны леса), Г — 4 (Сборник стихов «Мир вокруг нас»)
5. 1, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (Ф.И. Тютчев писал стихи о природе)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Свинья под Дубом»; Произведение Л.Н. Толстого – «Филипок»
7.
2 («Лес шепчет свои тайны»)
8. Герой испытывает радость и спокойствие, находясь в лесу осенью. Природа описана живо, чтобы показать её красоту и гармонию.
9. 2 (Его произведения посвящены важным темам, как дружба и доброта)
10. 1, 3, 4, 5 (Листья начали менять цвет на жёлтый и красный; Ветер слегка покачивает ветки; Белка прыгает с дерева на дерево; Природа дышит и живёт)
11. 2, 3, 4, 5, 6 (Листья начали менять цвет; Воздух был прохладным и свежим; Мы услышали, как ветер покачивает ветки; Я заметил белку, собирающую орехи; Я понял, как важно беречь природу)
12. 2 (Он ощутил красоту осенней природы)
13. 2, 4 (Лес описан как спокойное и живое место; Герой осознал важность охраны природы)
14. Сердце героя забилось от волнения, когда он заметил белку, потому что он почувствовал живую природу вокруг себя и понял, как важно её сохранить.