Тренировочный вариант №7 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №7 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой животные ведут себя как люди, разговаривают и дружат?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Вечером, когда солнце начало садиться, всё вокруг приобрело золотистый оттенок. Река казалась спокойной, и тишина заполнила лес».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Петя и Оля обсуждали, что такое сказка о животных.

  • Петя: «Сказка о животных – это история, где животные помогают людям».
  • Оля: «Сказка о животных – это сказка, в которой звери разговаривают, ведут себя как люди и дружат».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Энциклопедии и справочники
Б Волшебные сказки
В Истории о природе
Г Поэзия

Книги:

  1. Сказки братьев Гримм
  2. Энциклопедия «Мир животных»
  3. Стихотворения С. Есенина «Берёзы»
  4. Научное издание «Растения России»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Белый медведь обитает в Арктике и умеет плавать в ледяной воде».
  2. «Зимой лесные звери ищут себе укрытия от снега и ветра».
  3. «Лиса пригласила ёжика на чаепитие».
  4. «Заяц меняет серую шерсть на белую, чтобы прятаться от хищников».
  5. «Утром деревья блестят от инея, словно украшены драгоценностями».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. И.А. Крылов известен своими сказками.
  2. Л.Н. Толстой писал только рассказы.
  3. С.А. Есенин известен своими стихами о природе.
  4. Ф.И. Тютчев написал сказки для детей.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и С.А. Есенина.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение С.А. Есенина: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Солнце светит на зелёные поля».
  2. «Ветер шепчет свои истории».
  3. «Звёзды ярко сияют в небе».
  4. «Река течёт к далёким берегам».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Василий Бианки
(1894–1959)

Василий Бианки был известным писателем, который описывал жизнь животных и природы. Его произведения полны наблюдений за лесом, рекой, полем и его обитателями. Одной из его самых известных книг является «Лесная газета», где он рассказывает о природе, изменяющейся в течение года. Бианки учил детей любить и понимать природу, показывая, как важны каждая птица, каждый зверёк и каждое растение. Его книги до сих пор интересны детям, ведь в них можно узнать много нового о жизни животных и их поведении.


Текст 2

Весенняя прогулка

Весной природа пробуждается. Мы с друзьями пошли в лес, и вокруг всё казалось новым и свежим. Деревья стояли в зелёных листьях, цветы расцвели на полянках, а птицы пели в ветвях. Мы наблюдали, как белка собирала орехи, а в небе парила хищная птица. Воздух был наполнен ароматом трав и цветов. Я понял, как важно сохранять природу и её красоту, ведь она дарит радость и спокойствие. Весной в лесу особенно чувствуешь себя частью большого живого мира.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь весной в лесу? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Василия Бианки?

  1. Он писал сказки о животных.
  2. Его книги посвящены жизни природы и животных.
  3. Бианки известен как автор рассказов о людях в городе.
  4. Он описывал только растения.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Весенняя прогулка»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Природа пробуждается»
  2. «Деревья стояли в зелёных листьях»
  3. «Цветы расцвели на полянках»
  4. «Воздух был наполнен ароматом трав»
  5. «Белка собирала орехи»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы с друзьями пошли в лес.
    __ Деревья стояли в зелёных листьях.
    __ На полянках расцвели цветы.
    __ Белка собирала орехи.
    __ Воздух был наполнен ароматом трав и цветов.
    __ Я задумался о важности сохранения природы.

Задание 12:

Почему герой текста понял важность сохранения природы?

  1. Ему понравилось смотреть на белку.
  2. Он почувствовал аромат весеннего леса.
  3. Он понял, как природа делает его счастливым и спокойным.
  4. Он хотел научиться ухаживать за деревьями.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Весенняя прогулка»?

  1. Герой пришёл в лес осенью.
  2. В тексте описаны весенние изменения в природе.
  3. Герой увидел белку и птицу в лесу.
  4. Герой думает о защите природы.
  5. Герой пришёл в лес, чтобы собрать грибы.

Выбери верные утверждения и запиши их номера.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он оказался в лесу весной? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

1. 2 (Сказка о животных)

2. 3 (Рассказ)

3. Оля права. Сказка о животных – это сказка, в которой звери разговаривают, ведут себя как люди и дружат.

4. А — 2 (Энциклопедия «Мир животных»), Б — 1 (Сказки братьев Гримм), В — 4 (Растения России), Г — 3 (Стихотворения С. Есенина «Берёзы»)

5. 1, 2, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 3 (С.А. Есенин известен своими стихами о природе)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Лягушка и Вол»; Произведение С.А. Есенина – «Берёза»
7.
2 («Ветер шепчет свои истории»)
8. Герой испытывает радость и спокойствие, находясь весной в лесу. Природа описана живо, чтобы показать её красоту и гармонию.
9. 2 (Его книги посвящены жизни природы и животных)
10. 1, 2, 3, 4 (Природа пробуждается; Деревья стояли в зелёных листьях; Цветы расцвели на полянках; Воздух был наполнен ароматом трав)
11. 2, 3, 5, 4, 6 (Деревья стояли в зелёных листьях; На полянках расцвели цветы; Воздух был наполнен ароматом трав и цветов; Белка собирала орехи; Я задумался о важности сохранения природы)
12. 3 (Он понял, как природа делает его счастливым и спокойным)
13. 2, 3, 4 (В тексте описаны весенние изменения в природе; Герой увидел белку и птицу в лесу; Герой думает о защите природы)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он увидел красоту весеннего леса и почувствовал, как природа наполняет его радостью и вдохновением.