Тренировочный вариант №8 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №8 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой волшебные события играют главную роль?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«Лес тихо дышал под звёздным небом, и только ветер шумел в верхушках деревьев, придавая ночи таинственность».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Таня и Коля обсуждали, что такое волшебная сказка.

  • Таня: «В волшебной сказке животные помогают главным героям».
  • Коля: «В волшебной сказке есть магические предметы, волшебники и чудеса».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Энциклопедии и справочники
Б Волшебные сказки
В Истории о природе
Г Поэзия

Книги:

  1. Х.К. Андерсен «Снежная королева»
  2. Научное издание «Животные и их повадки»
  3. Поэтический сборник «Времена года»
  4. Энциклопедия «Растения России»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Медведь на зиму засыпает в берлоге, чтобы экономить энергию».
  2. «Деревья покрываются снегом, как будто носят белые шапки».
  3. «Зимой многие птицы улетают на юг, спасаясь от холода».
  4. «Лиса пошла в гости к ёжику».
  5. «Ёж свернулся в клубок, чтобы защититься от врагов».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой известен только своими рассказами для детей.
  2. И.А. Крылов писал басни, в которых часто встречаются животные.
  3. А.С. Пушкин написал только сказки.
  4. С.А. Есенин известен своими научными трудами.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и А.С. Пушкина.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение А.С. Пушкина: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Звёзды светят в небе».
  2. «Ветер шепчет свою тайну».
  3. «Река течёт вдоль берега».
  4. «Солнце освещает землю».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Константин Ушинский
(1824–1870)

Константин Ушинский был известным русским педагогом и писателем, который писал для детей. Его рассказы и сказки помогают детям понять важные жизненные уроки. В своих произведениях он часто обращался к природе и животным. Например, в рассказе «Снегирь» он описывает маленькую птицу, которая остаётся зимовать в лесу. Этот рассказ учит детей заботе о природе и показывает, как каждый живой организм имеет своё место в мире. Ушинский писал простым и понятным языком, что делает его произведения доступными для детей.

Текст 2

Летняя прогулка

Летом лес полон жизни. Мы с друзьями пошли на прогулку и слышали, как шепчут листья на деревьях, словно переговариваются. По тропинке бегали насекомые, а в ветвях пели птицы. Вдруг я заметил белку, которая прыгала с ветки на ветку, собирая орехи. Воздух был наполнен ароматом цветов и свежести. Я понял, что лес — это удивительное место, где каждый уголок живёт своей жизнью. Летний лес всегда дарит чувство радости и спокойствия, и я понял, как важно заботиться о природе, чтобы она продолжала радовать нас.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь летом в лесу? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Константина Ушинского?

  1. Он писал только научные книги.
  2. Его рассказы учат заботе о природе.
  3. Ушинский писал исключительно сказки.
  4. Он был известен как художник.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Летняя прогулка»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Шепчут листья на деревьях»
  2. «По тропинке бегали насекомые»
  3. «В ветвях пели птицы»
  4. «Белка прыгала с ветки на ветку»
  5. «Воздух был наполнен ароматом цветов и свежести»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы с друзьями пошли на прогулку в лес.
    __ Насекомые бегали по тропинке.
    __ Я заметил белку, прыгающую с ветки на ветку.
    __ Листья на деревьях шептали друг другу.
    __ Воздух был наполнен ароматом цветов.
    __ Я почувствовал радость от нахождения в лесу.

Задание 12:

Почему герой текста понял важность заботы о природе?

  1. Ему понравилось наблюдать за белкой.
  2. Он ощутил красоту живого леса.
  3. Он хотел научиться ухаживать за деревьями.
  4. Он хотел изучить насекомых в лесу.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Летняя прогулка»?

  1. Герой пришёл в лес зимой.
  2. В тексте описаны летние изменения в природе.
  3. Герой наблюдал за белкой и птицами.
  4. Герой думает о важности защиты природы.
  5. Герой отправился в лес, чтобы порыбачить.

Выбери верные утверждения и запиши их номера.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он увидел летний лес? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

  1. 1 (Волшебная сказка)
  2. 3 (Рассказ)
  3. Коля прав. В волшебной сказке есть магические предметы, волшебники и чудеса.
  4. А — 2 (Животные и их повадки), Б — 1 (Снежная королева), В — 4 (Растения России), Г — 3 (Времена года)

1, 3, 5 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (И.А. Крылов писал басни, в которых часто встречаются животные)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Мартышка и Очки»; Произведение А.С. Пушкина – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
7.
2 («Ветер шепчет свою тайну»)
8. Герой испытывает радость и спокойствие, находясь в летнем лесу. Природа описана живо, чтобы показать её красоту и волшебство.
9. 2 (Его рассказы учат заботе о природе)
10. 1, 2, 3, 4 (Шепчут листья на деревьях; По тропинке бегали насекомые; В ветвях пели птицы; Белка прыгала с ветки на ветку)
11. 2, 4, 3, 5, 6 (Насекомые бегали по тропинке; Листья на деревьях шептали друг другу; Я заметил белку, прыгающую с ветки на ветку; Воздух был наполнен ароматом цветов; Я почувствовал радость от нахождения в лесу)
12. 2 (Он ощутил красоту живого леса)
13. 2, 3, 4 (В тексте описаны летние изменения в природе; Герой наблюдал за белкой и птицами; Герой думает о важности защиты природы)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он почувствовал живую природу вокруг себя и осознал её красоту и важность её сохранения.