Тренировочный вариант №9 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс

Тренировочный вариант №9 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.


Задание 1:

Как называется сказка, в которой животные ведут себя как люди?

  1. Волшебная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Бытовая сказка

Ответ: ________


Задание 2:

Прочитай отрывок.

«На рассвете лес пробудился. Листья зашумели под лёгким ветерком, а река тихо журчала среди камней».

Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.

  1. Былина
  2. Басня
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Ответ: ________


Задание 3:

Четвероклассники Аня и Саша обсуждали, что такое сказка о животных.

  • Аня: «Сказка о животных — это история, где животные помогают людям».
  • Саша: «Сказка о животных — это сказка, в которой звери ведут себя как люди, разговаривают и дружат».

Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 4:

На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.

Раздел библиотеки Описание раздела
А Энциклопедии и справочники
Б Волшебные сказки
В Истории о природе
Г Поэзия

Книги:

  1. Н.М. Карамзин «История государства Российского»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
  3. Поэтический сборник «Стихи о России»
  4. Научное издание «Жизнь лесных животных»

Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ: ________


Задание 5:

Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.

  1. «Волк охотится ночью и прячется среди деревьев».
  2. «Медведь спит в берлоге зимой».
  3. «Заяц и лиса решили поиграть в прятки».
  4. «Весной белка строит себе новое гнездо на дереве».
  5. «Деревья в лесу словно шепчутся между собой».

Ответ: ________


Задание 6.1:

Выбери верное утверждение.

  1. Л.Н. Толстой писал только рассказы для детей.
  2. Ф.И. Тютчев известен своими стихами о природе.
  3. И.А. Крылов писал только научные книги.
  4. С.А. Есенин сочинял рассказы о путешествиях.

Ответ: ________


Задание 6.2:

Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.

Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________


Задание 7:

В какой строке из стихотворения используется олицетворение?

  1. «Звёзды сверкают в небе».
  2. «Река поёт свою песню».
  3. «Солнце освещает горы».
  4. «Дождь идёт по лугам».

Ответ: ________


Вопросы по текстам

Текст 1

Евгений Чарушин
(1901–1965)

Евгений Чарушин был известным детским писателем, который рассказывал детям о животных и их жизни. Его рассказы учат детей заботе о природе и любви к животным. Одним из его самых известных произведений является рассказ «Ёж», где описывается жизнь маленького ежа в лесу. Чарушин учил детей тому, как важно бережно относиться к природе, понимая, что каждый живой организм выполняет свою роль в природе. Его произведения до сих пор популярны и помогают детям лучше узнать мир животных.


Текст 2

Осенняя прогулка

Осенью лес становится особенно красивым. Мы с семьёй отправились на прогулку, и повсюду были жёлтые и красные листья, которые лежали на земле, словно ковёр. Воздух был свежий и прохладный. Мы шли по тропинке и слышали, как ветер шуршит листьями и как птицы щебечут в ветвях. Вдруг я заметил, как на ветке сидела маленькая синичка, которая внимательно следила за нами. Мне стало радостно находиться среди такой красоты, и я понял, как важно беречь природу, чтобы она всегда оставалась такой же прекрасной.


Задание 8:

Какие чувства испытывает герой, находясь осенью в лесу? Объясни, почему природа описана так живо.

Ответ: _____________________________________________________________


Задание 9:

Какое из утверждений верно в отношении творчества Евгения Чарушина?

  1. Он писал только стихи.
  2. Его рассказы учат заботе о животных.
  3. Чарушин известен только научными статьями.
  4. Он писал о жизни людей в городе.

Ответ: ________


Задание 10:

Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Осенняя прогулка»?
Выбери и запиши их номера.

  1. «Жёлтые и красные листья лежали на земле»
  2. «Воздух был свежий и прохладный»
  3. «Ветер шуршит листьями»
  4. «Птицы щебечут в ветвях»
  5. «Синичка сидела на ветке»

Ответ: ________


Задание 11:

Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».

  1. Мы с семьёй отправились на прогулку в лес.
    __ Листья лежали на земле, словно ковёр.
    __ Ветер шуршал листьями.
    __ Я заметил синичку на ветке.
    __ Воздух был свежим и прохладным.
    __ Я почувствовал радость от нахождения в лесу.

Задание 12:

Почему герой текста понял важность защиты природы?

  1. Ему понравилось наблюдать за синичкой.
  2. Он ощутил красоту осеннего леса.
  3. Он хотел научиться ухаживать за деревьями.
  4. Он увидел, как ветер качает ветви.

Ответ: ________


Задание 13:

Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Осенняя прогулка»?

  1. Герой пришёл в лес летом.
  2. В тексте описана красота осенней природы.
  3. Герой наблюдал за птицами в лесу.
  4. Герой понял важность защиты природы.
  5. Герой пришёл в лес, чтобы собирать ягоды.

Выбери верные утверждения и запиши их номера.

Ответ: ________


Задание 14:

Почему сердце героя забилось от волнения, когда он увидел осенний лес? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.

Ответ: _____________________________________________________________


Ответы

  1. 2 (Сказка о животных)
  2. 3 (Рассказ)
  3. Саша прав. Сказка о животных — это сказка, в которой звери ведут себя как люди, разговаривают и дружат.
  4. А — 1 (История государства Российского), Б — 2 (Сказка о золотом петушке), В — 4 (Жизнь лесных животных), Г — 3 (Стихи о России)

1, 2, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (Ф.И. Тютчев известен своими стихами о природе)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Квартет»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Весенняя гроза»
7.
2 («Река поёт свою песню»)
8. Герой испытывает радость и спокойствие, находясь в осеннем лесу. Природа описана живо, чтобы показать её красоту и уют.
9. 2 (Его рассказы учат заботе о животных)
10. 3, 4, 5 (Ветер шуршит листьями; Птицы щебечут в ветвях; Синичка сидела на ветке)
11. 2, 3, 5, 4, 6 (Листья лежали на земле, словно ковёр; Ветер шуршал листьями; Воздух был свежим и прохладным; Я заметил синичку на ветке; Я почувствовал радость от нахождения в лесу)
12. 2 (Он ощутил красоту осеннего леса)
13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота осенней природы; Герой наблюдал за птицами в лесу; Герой понял важность защиты природы)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он увидел, насколько прекрасен осенний лес, и осознал важность его защиты.