Тренировочный вариант №9 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс. ВПР 2025 Литературное чтение 4 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2025 4 класс.
Инструкция по выполнению работы:
На выполнение работы отводится один урок (не более 45 минут). Работа состоит из 14 заданий. Ответы записывай в поля ответов. Если необходимо изменить ответ, зачеркни и напиши рядом новый.
Задание 1:
Как называется сказка, в которой животные ведут себя как люди?
- Волшебная сказка
- Сказка о животных
- Бытовая сказка
Ответ: ________
Задание 2:
Прочитай отрывок.
«На рассвете лес пробудился. Листья зашумели под лёгким ветерком, а река тихо журчала среди камней».
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
- Былина
- Басня
- Рассказ
- Стихотворение
Ответ: ________
Задание 3:
Четвероклассники Аня и Саша обсуждали, что такое сказка о животных.
- Аня: «Сказка о животных — это история, где животные помогают людям».
- Саша: «Сказка о животных — это сказка, в которой звери ведут себя как люди, разговаривают и дружат».
Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 4:
На рисунке обозначены разделы детской библиотеки (А, Б, В, Г) и номера книг (1, 2, 3, 4). Определи, в какой раздел поставить каждую книгу.
Раздел библиотеки | Описание раздела |
---|---|
А | Энциклопедии и справочники |
Б | Волшебные сказки |
В | Истории о природе |
Г | Поэзия |
Книги:
- Н.М. Карамзин «История государства Российского»
- А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
- Поэтический сборник «Стихи о России»
- Научное издание «Жизнь лесных животных»
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
---|---|---|---|
Ответ: ________
Задание 5:
Прочитай следующие утверждения и выбери те, которые относятся к научно-познавательным текстам.
- «Волк охотится ночью и прячется среди деревьев».
- «Медведь спит в берлоге зимой».
- «Заяц и лиса решили поиграть в прятки».
- «Весной белка строит себе новое гнездо на дереве».
- «Деревья в лесу словно шепчутся между собой».
Ответ: ________
Задание 6.1:
Выбери верное утверждение.
- Л.Н. Толстой писал только рассказы для детей.
- Ф.И. Тютчев известен своими стихами о природе.
- И.А. Крылов писал только научные книги.
- С.А. Есенин сочинял рассказы о путешествиях.
Ответ: ________
Задание 6.2:
Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.
Произведение И.А. Крылова: _________________________
Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________
Задание 7:
В какой строке из стихотворения используется олицетворение?
- «Звёзды сверкают в небе».
- «Река поёт свою песню».
- «Солнце освещает горы».
- «Дождь идёт по лугам».
Ответ: ________
Вопросы по текстам
Текст 1
Евгений Чарушин
(1901–1965)
Евгений Чарушин был известным детским писателем, который рассказывал детям о животных и их жизни. Его рассказы учат детей заботе о природе и любви к животным. Одним из его самых известных произведений является рассказ «Ёж», где описывается жизнь маленького ежа в лесу. Чарушин учил детей тому, как важно бережно относиться к природе, понимая, что каждый живой организм выполняет свою роль в природе. Его произведения до сих пор популярны и помогают детям лучше узнать мир животных.
Текст 2
Осенняя прогулка
Осенью лес становится особенно красивым. Мы с семьёй отправились на прогулку, и повсюду были жёлтые и красные листья, которые лежали на земле, словно ковёр. Воздух был свежий и прохладный. Мы шли по тропинке и слышали, как ветер шуршит листьями и как птицы щебечут в ветвях. Вдруг я заметил, как на ветке сидела маленькая синичка, которая внимательно следила за нами. Мне стало радостно находиться среди такой красоты, и я понял, как важно беречь природу, чтобы она всегда оставалась такой же прекрасной.
Задание 8:
Какие чувства испытывает герой, находясь осенью в лесу? Объясни, почему природа описана так живо.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 9:
Какое из утверждений верно в отношении творчества Евгения Чарушина?
- Он писал только стихи.
- Его рассказы учат заботе о животных.
- Чарушин известен только научными статьями.
- Он писал о жизни людей в городе.
Ответ: ________
Задание 10:
Какие выражения использует автор, чтобы показать оживление природы в тексте «Осенняя прогулка»?
Выбери и запиши их номера.
- «Жёлтые и красные листья лежали на земле»
- «Воздух был свежий и прохладный»
- «Ветер шуршит листьями»
- «Птицы щебечут в ветвях»
- «Синичка сидела на ветке»
Ответ: ________
Задание 11:
Установи последовательность событий в тексте 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
- Мы с семьёй отправились на прогулку в лес.
__ Листья лежали на земле, словно ковёр.
__ Ветер шуршал листьями.
__ Я заметил синичку на ветке.
__ Воздух был свежим и прохладным.
__ Я почувствовал радость от нахождения в лесу.
Задание 12:
Почему герой текста понял важность защиты природы?
- Ему понравилось наблюдать за синичкой.
- Он ощутил красоту осеннего леса.
- Он хотел научиться ухаживать за деревьями.
- Он увидел, как ветер качает ветви.
Ответ: ________
Задание 13:
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Осенняя прогулка»?
- Герой пришёл в лес летом.
- В тексте описана красота осенней природы.
- Герой наблюдал за птицами в лесу.
- Герой понял важность защиты природы.
- Герой пришёл в лес, чтобы собирать ягоды.
Выбери верные утверждения и запиши их номера.
Ответ: ________
Задание 14:
Почему сердце героя забилось от волнения, когда он увидел осенний лес? Запиши своё мнение и обоснуй его, опираясь на содержание текста.
Ответ: _____________________________________________________________
Ответы
- 2 (Сказка о животных)
- 3 (Рассказ)
- Саша прав. Сказка о животных — это сказка, в которой звери ведут себя как люди, разговаривают и дружат.
- А — 1 (История государства Российского), Б — 2 (Сказка о золотом петушке), В — 4 (Жизнь лесных животных), Г — 3 (Стихи о России)
1, 2, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.
6.1 2 (Ф.И. Тютчев известен своими стихами о природе)
6.2 Произведение И.А. Крылова – «Квартет»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Весенняя гроза»
7.
2 («Река поёт свою песню»)
8. Герой испытывает радость и спокойствие, находясь в осеннем лесу. Природа описана живо, чтобы показать её красоту и уют.
9. 2 (Его рассказы учат заботе о животных)
10. 3, 4, 5 (Ветер шуршит листьями; Птицы щебечут в ветвях; Синичка сидела на ветке)
11. 2, 3, 5, 4, 6 (Листья лежали на земле, словно ковёр; Ветер шуршал листьями; Воздух был свежим и прохладным; Я заметил синичку на ветке; Я почувствовал радость от нахождения в лесу)
12. 2 (Он ощутил красоту осеннего леса)
13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота осенней природы; Герой наблюдал за птицами в лесу; Герой понял важность защиты природы)
14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он увидел, насколько прекрасен осенний лес, и осознал важность его защиты.